Обратимся к самому медленному аллюру, но и в то же время самому сложному в исполнении как для лошади, так и для художника.
Как пишет князь С. П. Урусов: «… многие художники грешат в изображении лошади на шагу. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на известную картину Ораса Верне (1789–1863 гг.) «Убитый трубач», 1819 г.» (в современных источниках картина называется «Раненый трубач»). Орас Верне – сын того самого Карла Верне, у которого обучался Теодор Жерико.
Мы продолжаем экскурсию в мир конной живописи. Ссылка на часть 2
«Лошадь, изображенная великим артистом, – объясняет Урусов – наклонив голову к убитому трубачу, стоит на односторонних ногах, расположенных настолько близко одна от другой, что им невозможно удержать всю тяжесть лошади, корпус которой наклонен на левую сторону. Необходимо было бы дать лошади диагональное упирание, иначе так и кажется, что она упадет.» (Рис. 1).
Рис. 1. Орас Верне, «Убитый трубач», 1819 г.
«На другом не менее известном полотне того же Ораса Верне, занимающем видное место в Версальском музее, «Стан Абделькадера» (La prise de la Smalah d’Abd el Kader), на правой стороне картины изображена белая лошадь, которую один араб, по-видимому военачальник, грубо тащит за поводья, в то время как другой накладывает ей на спину седло. По положению ног следует признать, что лошадь эта идет рысью, а между тем, художник, очевидно, желал изобразить ее на шагу, так как араб ее усиленно тянет, и лошадь, повинуясь его силе, вытянула голову; к тому же и желание другого араба ее оседлать не могло бы иметь места на рыси.» (Рис. 2).
Рис. 2. Орас Верне. «Стан Абделькадера», фрагмент, 1843 г.
«Несомненно, художник желал изобразить удлиненный шаг и для этого ему следовало бы только поставить на землю переднюю левую и заднюю правую ноги.
Хотя Орас Верне в обеих картинах своих совершенно неправильно изобразил лошадей на шагу, тем не менее надо ему отдать справедливость, что он был одним из первых, рискнувших избрать этот аллюр.
Как это ни странно, но в самой отдаленной старине люди уже имели вполне определенное понятие о механизме движений лошади на шагу, как о том свидетельствует один из сохранившихся ассирийских барельефов.
И вот, в течение почти двадцати столетий, художники, казалось, совершенно забыли о древних изображениях и всячески избегали изображать лошадь на шагу; от трудности ли этой задачи, от того ли, что тихий шаг мало гармонирует с быстротой их фантазии, но во всяком случае, до Ораса Верне, Жерико и Сверчкова немногие отваживались изображать лошадь на шагу.
Когда знаменитый Мэссонье решился изобразить в своей великолепной картине «1814 г.», или «Кампания во Франции 1814 года», лошадь Наполеона на шагу (рис. 3), то вся пресса поспешила выразить свое удивление столь «смелому шагу», хотя в то время ни художники, ни критика, или еще меньше, публика, не привыкли видеть на полотне правильно изображенный шаг, вместо которого предлагались условные и дикие положения, одновременно показывающие и рысь, и вставание на дыбы».
Рис. 18. Жан-Луи-Эрнест Месонье́«1814 год», 1864 г.
Первую и вторую часть можно прочитать по ссылкам: