Эта статья опубликована по материалам и с разрешения Юлии Белокосовой — всадника Классической школы, автора различных семинаров и мастер-классов, в том числе по работе с лошадью в руках.
Итак, какие основные пункты подготовки лошади предшествуют обучению пиаффе? Что должна знать лошадь и какие ошибки подстерегают нас на этом пути?
Лошадь осаживает прямолинейно, и вы можете контролировать каждый шаг
Именно это умение отвечает за непосредственную техническую часть упражнения. Осаживание является не столько является подготовительным, сколько непосредственным инструментом в обучении пиаффе.
Именно из осаживания проще всего объяснить лошади идею диагонализации шагов и подведение зада.
Конечно, можно просто ходить назад, как получится, и пользоваться этим как есть. Но сколько вылезет проблем! Большинство лошадей поначалу осаживают неправильно — вот лишь некоторые критичные ошибки:
Лошадь бочит при осаживании (как правило, крупом внутрь) — это ведет к нарушению сбора в принципе и невозможности лошади выйти из осаживания с подведенным задом и равномерным распределением веса.
Лошадь шагает приставным шагом (одной ногой) — это сводит к нулю пользу осаживания как диагонального аллюра — а ведь именно этим мы пользуемся, когда просим лошадь выйти из осаживания в полушаги.
Упирается в повод, напрягая шею и втыкаясь — ну тут объяснять не надо — как осадили, так потом и вперед пойдем, с такой же шеей. Обычно зад при этом отставлен, лошадь физически не может его подвести.
Поднимают голову слишком высоко, прогибая спину — см. пункт выше.
Опускают голову слишком низко — да, спина вроде круглая, но баланс полностью на переду.
Осаживают почти бегом, торопятся, убегая от контакта — показатель нервозности и отсутствия внимания к человеку.
Все эти ошибки легко исправляются при помощи коррекции со стороны всадника (либо с земли), если только не запустить их и не приучить лошадь к неправильному движению.
Лошадь легко делает переходы: остановка — осаживание — собранный шаг
Само это упражнение довольно простое, обычно именно с него мы начинаем доносить до лошади смысл собранных переходов, которые потом будут нужны для пиаффе. Это можно и нужно делать задолго до того, как вы приступите непосредственно к пиаффе. Именно на этих спокойных переходах мы учим лошадь правильно реагировать на те же самые команды, которые потом будем давать ей уже на пиаффе. И для нее это не будет стрессом и сюрпризом.
Лошадь легко выполняет переход осаживание — рысь
Этот навык, как и предыдущий, имеет неоценимое значения как инструмент в обучении пиаффе.
Это особенно важно для лошадей с медленной реакцией на средства управления — ведь из осаживания в диагонализацию можно выйти, только если лошадь мгновенно ответит на посыл, не прошагнет и не «растянется» — вот тогда у нее возникнет понимание сути упражнения. Переход из осаживания в рысь нужен для того, чтобы при хорошем подведении зада и округлении на осаживании лошадь, четко перейдя в рысь, сохранила все эти прекрасные качества хотя бы на нескольких темпах рыси. Именно этими несколькими темпами, сделанными, пока осаживание из головы лошади не улетучилось, мы и пользуемся, донося до лошади смысл сбора и новой для нее активности задних ног.
Лошадь делает хорошую ровную остановку
Ровная остановка полезна не только тем, что на схеме вы получите за нее лишние баллы. Ровная остановка — это показатель баланса и внимания, сосредоточенности лошади на человеке. И поэтому так важно на всех переходах, где есть остановка, не игнорировать то, как лошадь ее выполняет, добиваясь ее постоянного внимания к себе. Это довольно сложный элемент, особенно для некоторых лошадей, а также и для всадника. Он показывает, насколько мы способны контролировать баланс лошади, как быстро мы корректируем лошадь и понимает ли она наши сигналы так, как нужно. Ведь на пиаффе все происходит намного быстрее, а корректировать его нужно не меньше. Хорошая возможность потренироваться для начала на остановке.
Основные проблемы, которые возникают с остановкой:
Лошадь останавливается, регулярно облегчая одну заднюю ногу — если это всегда одна и та же нога, то исключая ветеринарные причины, это скорее всего асимметрия и над ней нам нужно работать. Если это постоянно разные ноги — то как правило это привычка (очень сложно искоренимая!), а также строение лошади — прямые скакательные суставы и многое другое, что делает для нее ровную остановку очень сложной. С этой проблемой бороться очень сложно, хотя все равно нужно.
Лошадь останавливается ровно, но задирает голову — возможно это показатель ее напряжения или дискомфорта, ей сложно оставаться в поводу, это попытки избавиться от коррекции, дурная привычка, а возможно есть и проблемы дисциплины: лошадь воспринимает остановку как конец работы.
Лошадь останавливается, ныряя вниз — скорее всего причины те же, что и пунктом выше, просто в силу строения и характера лошадь демонстрирует их иначе.
Лошадь останавливается, даже ровно, но мнется (как правило задними) — очень часто это ошибка в обучении. Лошадь корректировали хлыстом, заставляя подводить ноги и ставить их ровно, подолгу настаивая на этом. Зачастую именно в результате этого лошадь начинает волноваться на остановке и мнется уже из-за этого. Ровная остановка — это результат действий, которые ей предшествовали. Наша задача подвести лошадь к остановке так, чтобы она оказалась в равновесии и в поводу. Тогда она остановится ровно сама, либо будет достаточно минимальной подсказки. Именно поэтому обучение ровной остановке так полезно для подготовки к пиаффе!
Лошадь легко делает переход собранный шаг — собранная рысь
Это упражнение немного сложнее, чем переход в рысь из осаживания. Просто потому, что осаживание — это диагональный аллюр, а шаг — нет. Кроме того, при правильном осаживании лошадь загружает зад своим весом и ей легче толкнуться. Однако способность лошади толкнуться в хорошую собранную рысь из шага — показатель ее физической готовности к дальнейшим подвигам. Иногда это умение у лошади есть от природы — и наша задача просто научиться этим пользоваться. Но увы многие лошади не обладают природным толчком и на этом переходе это становится особенно заметно. Поэтому именно этот переход зачастую улучшается уже после того, как лошадь научилась пиаффировать, и вы думаете о том, чтобы начинать обучение пассажу. Но даже если сейчас ваша лошадь делает этот переход очень скромно — пусть даже ее собранная рысь пока что невыразительна и не обладает могучей каденцией — главное, чтобы она делала этот переход легко и по первому сигналу, была внимательной и не проламывалась через повод. Именно эти качества вам помогут в обучении пиаффе.
Легко делает все боковые движения на шагу
Боковые движения вроде бы не имеют прямого отношения к обучению пиаффе — то есть не являются очевидным инструментом. В целом это так. Боковые движения на шагу — это база, которую мы даем лошади еще на начальном этапе манежной работы. Это учит лошадь быть симметричной, правильно отвечать на полуодержки, быть в поводу, слушаться шенкеля, легко гнуться, уступать и быть расслабленной. А именно эти качества просто необходимы для пиаффе. Самое главное, о чем всегда нужно помнить, это то, что пиаффе начинается с расслабления и спокойствия лошади, и ни в коем случае не с зажигательных танцев и выпученных глаз.
Все умения, которые лошадь и всадник приобрели в результате изучения боковых движений, потом обязательно потребуются для коррекции пиаффирования. Ведь на пиаффе, чтобы уйти от сбора, лошади порой предпринимают просто чудеса акробатического бочения, искривления и оттопыривания разных частей тела. Все это нужно уметь корректировать.
Лошадь правильно отвечает на касание хлыстом задних ног: поднимает и ставит под корпус
Это упражнение можно делать даже с молодой лошадью, в качестве приучения ее к адекватной реакции на хлыст, а заодно и к полезному умению подводить под себя ту заднюю ногу, которой мы коснулись. Очень часто первой реакцией молодой лошади на прикосновения хлыста к задней ноге бывает ответный пинок назад (или вбок). Заниматься этим они могут долго и энергично, а наша задача загасить эту реакцию, а затем выучить другую — на касание лошадь должна приподнять ногу и аккуратно поставить ее на место, либо ближе к центру тяжести, но не назад.
Бывает и по-другому — когда на касание хлыста лошадь демонстрирует «столбняк» и полное безразличие. Отсутствие реакции — это такая же проблема, как и слишком бурная реакция. Лошадь не должна бояться хлыста, но она должна уважать его сигналы, и наша задача в этом случае найти тот уровень сигнала, при котором лошадь прекратит медитировать и обратит свое внимание на наши действия. В любой ситуации наша цель одна — лошадь должна отвечать на самое легкое касание в области скакательного, или бедра, или где ей понятнее, без буйства и без высокомерия, а охотно и быстро.
Я не советую делать это упражнение на шагу, оно нужно именно для пиаффе, и лошадь не должна ассоциировать его с шагом, а только с диагонализацией. Поэтому если ваша молодая лошадь еще не доросла до пиаффе, то достаточно будет остановиться на той стадии, где она это делает просто в остановке.
Лошадь держит стабильный контакт на переходах
Разумеется, стабильный контакт это база, основа всего, он достигается не сам по себе, а именно в процессе работы над переходами и боковыми, в манежной работе. И качество контакта является ключевым для пиаффе, без этого мы просто не сможем контролировать и корректировать лошадь.
Лошадь не боится человека с длинным хлыстом, идущего рядом
Это очень принципиальный вопрос. Многие всадники, особенно спортивные, 99% времени работают верхом, особенно всадники, достаточно опытные, чтобы работать без тренера, например берейторы. Иногда они подрабатывают лошадь снизу. Но невозможно быть разом и снизу и верхом, а позарез нужно. И вот тут зачастую возникает неожиданная и неприятная проблема — лошадь абсолютно не принимает чужого человека с длинной палкой, а то и двумя, рядом с собой, или даже без палок, но просто слишком близко идущего. Как результат — она зажимается, начинает падать в обморок, лезть на стенку подальше от страшного человека, и никакая спокойная вдумчивая работа с ней невозможна. Но именно помощь с земли порой дает неоценимый толчок к изучению пиаффе и пассажа, без этой помощи часто можно ничего не добиться в одиночку. Поэтому приучайте к таким вещам лошадь заранее. Она не должна бояться никаких людей ни с какими предметами рядом с собой.
Лошадь легко делает собранный шаг, не подпирает и не замыкается
Собранный шаг лежит в основе всей работы на шагу, он есть практически во всех тестах, это та вещь, которую вроде бы делают и должны делать все.
Но что, если за собранный шаг вы получаете оценки не выше 6.0? Будет ли это в дальнейшем мешать лошади в обучении пиаффе? Ответить на этот вопрос можно, если проанализировать, а почему за шаг оценка такая низкая. Если у лошади природный шаг на 9, но на езде вы получаете 6, это серьезный повод задуматься и срочно начать исправлять свою работу на шагу. Мы всегда должны стремиться улучшить природные оценки, но уж точно не ухудшить их. И в этом случае шаг на 6 для лошади с хорошим шагом это порочный шаг, который наверняка помешает в дальнейшей работе. Возможно лошадь просто нервничает, тропотит, диагонализирует шаг. Возможно у нее недостаточно эластичная спина и она шагает латерально. Либо у нее асимметрия, неравномерный контакт, и она шагает аритмично. А возможно мы сами коротим или нервируем лошадь, неправильно работая на шагу.
Но бывает, что у лошади шаг свой собственный на 6. И в звездные дни на 6.5. Шаг улучшить очень сложно, если все что можно уже сделано — лошадь расслаблена, она в поводу, округлена, но шаг увы не ее сильное место. Если тем не менее лошадь шагает в легком контакте, вы можете ее расширить и сократить без потери легкости, если она легко выполняет все переходы с шагом — то ничто не может ей помешать делать пиаффе, которое запросто может оказаться на те самые 9.0. Очень часто качество пиаффе вообще не связано с качеством аллюров, а является результатом способностей лошади, ее строения и характера, а также качественно заложенной базы.