В XIX веке во Франции жил и творил Жан-Луи-Эрнест Месонье́ (1815 — 1891 гг.), известный изображением батальных сцен.  Князь Урусов пишет про него так: «В своей картине «Фридланд, или 1807 год» Мэссонье (Месонье́) нам даёт яркий пример своей художественной добросовестности (Рис.1).

Мы продолжаем экскурсию в мир конной живописи. Ссылка на часть 1

Ошибки в конной живописи. Часть 2. - фото F8LlDpLoFK4, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

Рис.1. Жан-Луи-Эрнест Месонье́,«Фридланд, или 1807 год», 1866 г.

Когда в 1866 году он её писал, данные, добытые моментальной фотографией, были ещё неизвестны, и потому, изображая лошадей проходящих перед Наполеоном кирасир, ему пришлось руководствоваться рутиной и нарисовать прыгающих, а не скачущих лошадей; когда же в 1880 г. впервые появились снимки моментальной фотографии Мейбриджа, Мэссонье был глубоко поражен результатом своих сравнений и решился переделать свою картину. На рис.3 мы видим лошадь трубача, какой она была до исправления. 
При рассмотрении этих эскизов нельзя не обратить внимания на сходство лошадей полковника (рис.2) и трубача (рис.3).

Ошибки в конной живописи. Часть 2. - фото a3bdQjg6PjA1, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

Ошибки в конной живописи. Часть 2. - фото t5vqRZqFLQ-21, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

Рис. 2                         Рис. 3

В обновлённом виде (рис. 4) картина фигурировала на Парижской выставке 1889 г. и художники внимательно вглядывались в движения лошадей, изучая их механизм».

Ошибки в конной живописи. Часть 2. - фото R75xiu03KJg, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

Рис. 4. Лошадь трубача (заштрихованные области – это исправленные положения ног).

Работы ещё одного художника – баталиста описаны в «Книге о лошади» так. «Эме Моро (Aime Morot) даёт нам вполне правильные положения в картине своей, остроумно названной «Пленник» (рис. 5), изображающей скачущих – немецкого кирасира и французского драгуна, держащих один другого. Лошадям приданы вполне аналогичные движения с лошадьми полковника и трубача из картины Мэссонье; но чтобы показать публике, что они не скачут, а прыгают, Эме Моро изобразил под ними препятствие – ров. Лошадь кирасира уже перенеслась через препятствие, тогда как лошадь драгуна находится над препятствием в момент подвисания».

Ошибки в конной живописи. Часть 2. - фото 9aG2FqC-UNE, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

Рис. 5. Эме Моро «Пленник»,1888 г.

«В другой своей картине «Атака кирасир при Рейхсгофе» (рис. 6) Эме Моро блестяще воспользовался своими знаниями движений. Лошади эскадронного командира и потерявшая всадника, равно как и все лошади вообще, исполнены безусловно верно; особенного внимания заслуживает лошадь, с которой падает убитый кирасир (рис. 7); движения её там полны жизненной правды, что, глядя на картину, получается впечатление двигающихся лошадей. 

Ошибки в конной живописи. Часть 2. - фото pUULTl7ZIu01, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

Рис. 6 Эме Моро «Атака кирасир при Рейхсгофе»,1887 г.

Ошибки в конной живописи. Часть 2. - фото mjcBKNDHp78, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

Рис. 7 

«Атака кирасир под Резонвилем» (рис. 8), большое полотно работы того же художника, совершенно сбивает с толку поклонников старой школы, до того смелы движения лошадей».

Ошибки в конной живописи. Часть 2. - фото G9sFWyjFK0s, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

Рис. 8. Эме Моро «Атака кирасир под Резонвилем», 1886 г.

Первую часть истории об ошибках в конной живописи можно прочитать здесь.

Продолжение следует…