В последних числах января в Москве прошло мероприятие под названием «Шоу — выводка жеребцов верховых пород спортивного направления».
Это событие вызывало много разговоров как до его проведения, так как некоторые коннозаводчики не были даже допущены до участия, так и после, когда лошади отечественной селекции получили достаточно низкие оценки. За кулисами шоу шли разговоры о том, что наших лошадей попросту засудили, мол, для того, чтобы открыть дорогу и без того популярному экспорту. И что лошади, рожденные в России, не идут ни в какое сравнение с немецкими и голландскими полукровными породами.
Отчасти так и есть. Но давайте попробуем разобраться более детально.
Для начала, я хотела бы обратить внимание на то, что у нас полностью отсутствует культура показа лошадей. Можно было бы сказать, что такой формат мероприятий для нас нов, но это совершенно не так. Если я не ошибаюсь, первый кёрунг — шоу выводка лошадей с участием западных экспертов, прошла в Москве еще в 2006 году. Т.е. 10 лет назад. За это время можно было подготовить два поколения лошадей и научиться их показывать. Западная система показа лошадей известна и понятна. Однако, на Шоу жеребцов этого года возникли сложности с демонстрацией движений на рыси в руках. Так как ни лошади, ни те кто их выводил не были готовы к подобной системе. В результате было принято решение выпускать лошадей на свободу, где они, будучи перевозбуждены, не демонстрировали естественных природных аллюров.
Теперь поговорим о самих лошадях. Первыми были представлены лошади тракененской породы, рожденные в России. В основном это были прекрасные, породные животные, с выразительными головами, такими типичными для русских тракенов, и все они были воплощение мечты….. мечты 80-х годов прошлого века. А именно, времен олимпиады в Москве. Как так получилось, что Тракены законсервировались, и, в итоге, совершенно не соответствуют современным требованиям индустрии спорта?
Я уже писала и не раз, что механика движения лошади напрямую зависит от ее экстерьера. Поэтому цепляться за экстерьер, который не позволяет лошади двигаться так, как того требует сегодняшний спорт, ИМХО бессмысленно.
Попробую развить эту тему.
Для начала я определю ключевое понятие для нас — лопатка и плечо. Это то что у нас по какой-то причине принято называть просто одним словом плечо и определять его как прекрасное косое плечо и прямое плечо. На самом деле это плечелопаточное сочленение играющее первостепенную роль в механике движения лошади.
1) Лопатка
То, что в англоязычных ресурсах называется shoulder, shoulder blade, а на латыни — scapula, на русский язык должно переводиться каклопатка и никак иначе.
Угол наклона лопатки влияет на то, насколько просторно лошадь двигается передом. Грубо говоря, влияет на ширину шага или вымаха передних ног.
2) Плечо. Плечо же, которое обычно в текстах практически не упоминается, в англоязычных ресурсах называется HUMERUS — плечевая кость.
Угол наклона плеча влияет на стиль движения передних ног. Будет ли лошадь двигаться через верх, как того требует современный спорт, или же она будет двигаться настильно, прямиком в 1980-е годы.
Кроме этого важны выход шеи, центр тяжести, длина поясницы, форма, ширина и наклон крупа.
Современная полукровная лошадь, выездкового направления, независимо от принадлежности к студбуку, сегодня выглядит примерно так:
Это высокого выхода шея, спрямленное плечо, из-за чего передние ноги лошади как бы выдвинуты вперед,
компактный формат за счет короткой поясницы, широкий круп, угол наклона таза расположен таким образом, чтобы при движении лошадь прекрасно подводила зад.
Ганноверский жеребец
KWPN
Ольденбуржский жеребец
Тракененский жеребец
В общем, в любом студбуке лошади имеют приблизительно одинаковый тип.
И что еще не менее важно, это баланс современной лошади.
Если провести линию от седалищного бугра к точке вращения лопатки, то она должна быть либо горизонтальна, либо направлена вверх. Тогда движения лошади будут более свободными, она не будет заваливаться на перед, а наоборот будет двигаться от зада.
Что мы видим в современных российских лошадях:
В первую очередь, практически у всех лошадей очень низкий выход шеи. И очень косое плечо, из-за которого ноги лошади как бы задвинуты под корпус. То, что раньше считалось прекрасным, сегодня дает нежелательный настильный стиль рыси.
Если мы проведем нашу линию между лопаткой и седалищным бугром, то чаще можно будет наблюдать такую картину:
Т.е. центр тяжести смещен сильно вперед. Мало того, при таком строении передние ноги лошади стоят не перпендикулярно земле, а еще дальше задвинуты под корпус.
Вы можете прочесть статью полностью,
если зарегистрируетесь по ссылке
"Клуб Постоянных Читателей"