Это интервью будет немного выделяться из общей концепции бесед проекта «Интервью с коневладельцем» тем, что человек, с которым я говорила, коневладельцем не является и никогда им не был. Софья Баскина – зоопсихолог, и покупка собственных лошадей для неё лишь мечта, однако вклад этого талантливого человека в отношения между многими российскими коневладельцами и лошадьми настолько велик, что я не могла не побеседовать с ней, имея такую возможность.
Софья окончила биофак МГУ, является кандидатом биологических наук, занимается изучением поведения животных, исследованиями, консультациями, популяризацией этологии (прим. -наука о поведении животных), пишет статьи, книги, читает лекции.
В настоящее время (с 2012 года) проживает в Израиле. В 2008 г. была опубликована книга Софьи Баскиной «О чем думает лошадь и как научиться ее понимать».
— Софья, расскажите пожалуйста, как состоялось ваше знакомство с лошадьми?
— Моя мама работала в Московском Зоопарке. В то время сотрудники Зоопарка и их дети, при согласии работников конюшни, могли заниматься верховой ездой. Одна замечательная сотрудница зоопарковской конюшни согласилась учить меня ездить верхом на пони. Мне тогда было 11 лет. Так и состоялось знакомство.
— Каких высот достигли в верховой езде?
— Прозанималась год на пони под присмотром тренера. Потом мама и другие тренеры в конюшне организовали группу верховой езды для подростков. Там уже занятия шли регулярно. Группа проработала около года, а потом распалась из-за стройки в зоопарке. Но мне и еще двум ребятам разрешили остаться, помогать ухаживать за пони и лошадьми.
Я определилась с выбором профессии очень рано, в 8 лет уже твердо знала, чем хочу заниматься. Поэтому для меня уход за лошадьми был интереснее верховой езды, больше времени для общения и наблюдений. Тогда я поставила себе целью изучить быт лошадей в разных областях конного мира. Я училась запрягать лошадь в телегу, ходила помогать на ипподром, там разбиралась в беговом снаряжении. Занималась в клубе Тихонова, где был конкур и выездка. И так далее. Я не пыталась достичь каких-то высот в спорте и даже не приближалась к этому. Мне интересна лошадь, как она есть и как она ведет себя в разных условиях, в которые попадает.
— Вспоминая свою «конную жизнь», помните ли вы когда решили первую лошадиную проблему? Кто стал вашим первым пациентом?
— Я с большим уважением отношусь к опытным конникам любой профессии. Иногда конюхи знают о характере лошадей больше спортсменов, которые на них выступают. Многие рассказы и советы я записываю, некоторым из них позже находила подтверждения в ходе своих исследований или в научных статьях. Естественно, в юности я «решала» поведенческие проблемы так, как мне говорили более опытные конники.
Заканчивая биологический факультет МГУ, я должна была посвятить последний год дипломной работе. Я наблюдала за табуном маток с жеребятами на Московском Конном Заводе.
Этологическая работа формирует особый взгляд на животное. Ветеринар знает, где какие органы у животного находятся. Он видит лошадь так же, как и любой другой человек, но одновременно он предполагает, какие мышцы она сейчас напрягает, например. Также и этолог: он неотрывно наблюдает за животным. Набирает сотни часов наблюдений. Каждый час анализирует, классифицирует. В результате этолог смотрит на вроде бы обычную лошадь, но одновременно видит, что сейчас она демонстрирует комплекс исследовательского, или комфортного, или полового поведения. Поведение имеет свою логику, так же как и строение тела. Упрощая, можно сказать, что для этолога лошадь постоянно рассказывает о своих чувствах, мыслях и желаниях.
После биофака я начала читать лекции по поведению лошадей на курсах тренеров. Некоторые из слушателей тогда покупали лошадей. Они просили меня оценить характер лошади. Я не могла сказать, какие перспективы у этой лошади в спорте в смысле качества движений, но могла «перевести» ее «рассказ о ней самой» на человеческий
К примеру, была молодая недавно заезженная лошадь. Она очень волновалась, когда на нее сел незнакомый человек, начала пятиться и задирать голову, чтобы в ее поле зрения попал всадник. В понимании тренера это была своенравность, я могла подсказать, что это всего лишь попытка исследовать новое, проще говоря — неопытность. Был очень «тугоуздый» конь, который двигался в состоянии крайнего напряжения. Иногда он мог сорваться и понести, что считали его проблемой. На самом деле он был напряжен постоянно, как будто кто-то постоянно надувал воздушный шарик, и потом шарик «взрывался» и лошадь несла. Его «тугоуздость» была не вредной привычкой, а признаком возбуждения (причину мне тогда не удалось выяснить).
— Хотите ли вы приобрести собственную лошадь?
— Я мечтаю о своей лошади, а точнее о пони, может быть паре пони, с детства. Но у меня нет пони и в ближайшие годы не будет. Когда осяду на одном месте, заведу обязательно. Когда я переезжала из России в Израиль, было целой историей привезти с собой двух собак. В Израиле я прожила год в одном городе, теперь живу в другом и, если придется, снова перееду. Собаки, и те волнуются из-за переездов. А уж пони или лошадь! Я не хочу заводить животное временно, чтобы кататься или «чтобы было». Мне интересно общение, личность животного. А друга не оставишь при переезде. Надо думать и о нем. Зачем заранее обрекать животное на стрессы из-за смены климата, компании сородичей, образа жизни…
-Как получилось, что вы стали заниматься зоопсихологией и посвятили ей свою жизнь?
-У меня «тяжелая наследственность». Папа – этолог, профессор. Мама – биогеограф, больше 20 лет проработала в Зоопарке. Уже в 3 года меня интересовали только животные, я не играла в куклы, любила возиться с червяками, лягушками и теми животными, что оказывались у нас дома – зайчонком, веретеницами и другими. С 6 лет мама брала меня с собой в экспедиции, и в тот же год мне купили мою первую собаку.
Лет в 9 я написала свою первую исследовательскую работу и тогда уже была уверена, что пойду учиться на биофак МГУ, как мои родители, и стану зоопсихологом, буду «переводить» животных. Так и получилось. После биофака я поступила в аспирантуру, изучала как взаимодействуют животные и люди. Из животных выбрала для сравнения три объекта: собаки, лошади и коровы. Я защитила диссертацию в 2010 году.
Одновременно с исследовательской работой занималась популяризацией науки – переводила книжки про лошадей, писала статьи в журналы «Гиппомания», «My Horse», «Конный Мир», «Друг», «Мой друг собака», «Сноб». Читала лекции на выставках и по приглашению конных клубов.
Я начала консультировать владельцев лошадей по проблемам поведения, но постепенно занялась собаками и кошками, и, так как собак и кошек гораздо больше, со временем практическая работа стала в основном именно с ними. По лошадям ко мне обращаются по знакомству и чаще не частные владельцы, а тренеры или владельцы конюшен. Часто для работы с лошадью я перенаправляю людей к знакомым тренерам, тренерам НХ или тем, кто практикует TTouch.
Моя помощь необходима тогда, когда есть «загадки»: все лошади это любят, а одна – нет; лошадь нервничает или сопротивляется, а почему, непонятно… Я наблюдаю, нахожу причину и объясняю ее тому, кто с лошадью работает.
— С какими животными вам нравится работать больше всего?
— Каждое животное интересно. Корова, кошка, кролик – как новый язык и новый взгляд на мир. Из лошадиного мира, как уже наверное понятно, я очень люблю пони и местные породы, у них часто бывает очень упорный, но очень честный и старательный подход ко всему, чем они собираются заняться. Наверное это импринтинг (запечатление), потому что моими первыми учителями лошадиного языка в детстве были пони. С ними мне работать не просто интересно, когда я их вижу, у меня всегда становится хорошим настроение. На заставке моего компьютера, например, пони…
— Чем вы занимаетесь сейчас и какие у вас планы на будущее?
— С момента окончания биофака в 2003 году я занимаюсь одним и тем же: исследованиями по зоопсихологии и популяризацией знаний по зоопсихологии. Сводится это ко множеству разных проектов. Для меня очень важно насколько эффективно я работаю. Я выбираю место жизни, место и способ работы с этой точки зрения: где и как я смогу сделать больше.
Более двух лет назад я переехала в Израиль. Исследования – это не только «эксперимент+результат». Это еще поиск финансирования, команда специалистов, обмен знаниями на конференциях, публикации результатов исследований, критика и ее анализ. Все это требует хорошего знания языков, а еще времени и терпения, так как множество попыток заканчиваются неудачами. Но теперь я счастлива, что снова могу продолжать исследования в области проблем поведения домашних животных в Ариельском университете, на факультете поведенческих наук.
В том, что касается популяризации, основное внимание сейчас я уделяю записи видеоуроков по поведению и проблемам поведения животных.
Из-за нехватки времени, я могу провести ограниченное количество консультаций или семинаров, соответственно меньшему числу людей будут доступны знания о поведении животных.
Дистанционное обучение (записи) могут распространяться гораздо шире, да и цена у них может быть гораздо ниже, что тоже немаловажно. Успех этого проекта очевиден, когда я открыла сайт, на котором размещены курсы лекций, за полтора месяца в нем оказалось зарегистрировано более 100 пользователей.
Планы на будущее? После защиты дипломных работ на биофаке, заведующий кафедры спрашивал: «Чем вы будете заниматься?» Как и тогда (а в общем, как и в 8 лет) я могу уверенно сказать: буду заниматься зоопсихологией, это точно, а где, как… это не так уж важно. Будущее покажет.
— Софья, хочу поблагодарить вас за нашу беседу, за время уделённое нашим читателям, а так же пожелать вам успехов в научной работе и исполнения желаний! Что бы вы хотели пожелать каждому коневладельцу?
— Спасибо вам за приятный разговор! Каждому коневладельцу я желаю уважать лошадь такой какая она есть, и помнить, что зрение, слух, обоняние и восприятие мира в целом различны у разных видов живых существ. Лошадь дает нам шанс увидеть мир через нее, увидеть недоступное для человеческого взгляда. Иногда, именно в те моменты, когда она не оправдывает наши человеческие амбиции, она показывает нам что-то важное, что мы сами не в состоянии заметить.
P.S. По моей просьбе Софья завершила шесть фраз:
Лошадь это для меня воплощение искренности!
Лучший день в моей жизни – когда никуда не надо спешить)
Мои день начинается с электронной почты)
Самая главная мечта в моей жизни, чтобы зоопсихология (прикладная этология) стала обычной профессией и вошла в учебные курсы ветеринарных, зоотехнических и психологических ВУЗов.
Через десять лет я вижу себя… на десять лет старше )
Мои главные достижения на сегодняшний день — книга, диссертация и сайт.