Аня Беран (Anja Beran) родилась во Франкфурте на Майне (Германия). В детстве она проводила время в доме своего деда в баварском лесу. Там же она начала общаться с лошадьми. В пятнадцать лет она поехала в Португалию, где ее учителями стали Луис Валенса (Luis Valenca) и Мануэль Хорхе де Оливейра (Manuel Jorge de Oliveira), которого она называет своим наставником.

Аня Беран: надо работать над всеми аспектами своей жизни - фото BILD_8528-A, Аня Беран главная Интервью , конный журнал EquiLIfe

Португалия стала вторым конным домом для Ани. По возвращении в Германию она продолжает стажироваться у Marc de Broissia, который, несмотря на то, что уже был французским конным тренером высокого уровня, дополнил свои навыки в Португалии, став мастером классической выездки.

Следующие четырнадцать лет Аня проводит в конном хозяйстве у Marc de Broissia, где она работает лошадей различных пород и разного уровня подготовки, а так же собственных лошадей: Юпитера (Jupiter) и Гомера (Homero).  Имея за плечами двадцать три года профессионального опыта, с 2000 года Аня работает в собственном конном хозяйстве Gut Rosenhof. Подходя серьезно ко всему, что она делает, она закончила открытый университетский курс, полуив степень в области управления бизнесом.

Сегодня Аня Беран — международно-признанный мастер классической школы верховой езды. О ней писали конные издания в Швеции, Англии, Италии, Дании, Австрии, Швейцарии, Голландии, США, Объединенных Арабских Эмиратах и России. Она является автором курса тренинга лошади на трех DVD и двух книг: «In Deference» и «Classical Dressage with Anja Beran», которые доступны на немецком и английском языках.

Аня Беран: надо работать над всеми аспектами своей жизни - фото IMG_0153-копия-копия, Аня Беран главная Интервью , конный журнал EquiLIfeНаше интервью состоялось в Rosenhof. Конное хозяйство поразило меня академическим спокойствием, атмосферой доброжелательности и строгости одновременно. Никто не кричал, никто не бегал по проходам. Большинство строений выполнены из натурального дерева. Вокруг пахнет свежей травой. Интервью был назначено на 14.00. Я приехала чуть раньше и застала Аню за работой верхом в манеже. Закончив работать с конем, она подошла поздороваться. Кажется, что ее время расписано поминутно.

Она сказала, что сейчас у нее небольшая встреча по поводу седла и после мы можем начать интервью.

Действительно, скоро мы прошли в небольшую деревянную комнату возле манежа, служащую и наблюдательным пунктом (через стеклянную стену был виден манеж) и кухней-столовой для сотрудников.

Мы сели за один из столов. «Ну, теперь вы можете спрашивать о чем угодно», — с улыбкой сказала Аня. Интервью началось.

  

— Почему вы редко покидаете Rosenhof? Я имею в виду не принимаете участие в разных конных мероприятиях и выставках, таких как Эквитана, например?

— У меня много клиентов, еще больше лошадей для работы, поэтому нет необходимости выходить искать еще. Их и так уже слишком много.

И второй момент, я не вижу большого смысла принимать участие в таких мероприятиях, как Эквитана, куда приезжают тысячи и тысячи людей, каждый из которых интересуется совершенно разным направлением. Кому-то нравится конкур, кто-то интересуется выездкой, кто-то вольтижировкой, кто-то хочет увидеть шоу или просто любит лошадей, но все это очень отличается от того, что делаю я. Люди ходят на выставки, чтобы увидеть много разных интересных направлений, но они там не специально для того, чтобы увидеть классическую работу, это не всем интересно. Стоя на стенде, вы видите много много людей, проходящих мимо, но они на самом деле не стремятся узнать твою работу. Иными словами, я считаю, что это не имеет смысла.

По поводу мероприятий. Много проводится внутри моего конного центра, например, совсем скоро будет международный семинар на английском языке. Кроме того, мы раз в год делаем специализированного мероприятие в Мюнхене, где демонстрируем классическую работу. В прошлом году у нас было 1200 зрителей, что уже много.  И они приходят смотреть именно на то, как мы это делаем, особенности именно нашей работы. Это интересно для меня.

 Но ехать куда бы то ни было только для того, чтобы быть частью чего-то, я не вижу смысла. Это стоит много денег, это риск транспортировки для лошадей, оплата стенда, и все это в конечном итоге ни для чего. Ты будешь одним из многих, и люди будут просто проходить мимо. Это не интересно и может быть нужно только в одном случае, если мне нужны новые клиенты, но это не так.

И еще я хочу сказать, что для лошадей это очень тяжело быть закрытыми в помещении с минимум движения, с множеством людей проходящих мимо, и незнакомыми лошадьми. Это плохо для их здоровья, для них это большой стресс.

— В чем разница выездкой спортивной и выездкой классической школы? Ведь эта разница довольно фундаментальна.

— Да, эта разница есть, хотя, по-хорошему, ее быть не должно.

Аня Беран: надо работать над всеми аспектами своей жизни - фото DSC6737, Аня Беран главная Интервью , конный журнал EquiLIfe

На этот вопрос легко ответить. Классическая работа – это мать всех дисциплин работы с лошадью. Это базис, как работы Ксенофонта за четыре сотни лет до рождества Христова. То есть это что-то очень очень древнее и основополагающее. Работа с лошадью развивалась и совершенствовалась. Вопросы возникали и разрешались. Эту эстафету подхватило дворянство, возведя эту работу в ранг искусства.

Во время войны нужна была кавалерия, то есть большое количество быстро подготовленных лошадей. И тогда стали появляться военные школы для лошадей, перед второй мировой войной. Стали проводить аттестацию лошадей, которая стала прототипом современных соревнований. Так называемая ротная школа (Kompanieschule). В этот экзамен не входило ничего сложного: остановки, повороты, перестроения, преодоление невысоких препятствий. Только базисная несложная работа. Потому что в военных условиях просто не было времени тренировать тысячи солдат и лошадей, чтобы быстро пополнять ими фронт. Не было возможности готовить лошадей по программе Высшей школы, потому что для этого нужен был особый талант, надо быть грамотным всадником, это требует много много лет подготовки и практики. В то время это не имело смысла, потому что кавалерию надо было тренировать быстро. Надо было убедиться, что кавалерист может контролировать лошадь. Это важно. Правила такой езды были просты: рысь, галоп, повороты.

И вот внутри этой ротной школы стали проводиться соревнования. Отсюда берут начало современные соревнования по выездке. Первые соревнования были очень просты: шаг, рысь, галоп, немного менок, и в конце немного прыжков, в частности было упражнение, когда на тебя катится предмет и ты должен перепрыгнуть его, потому что это могло произойти в военных условиях. Примерно такими были первые соревнования. Далее понемногу программа состязаний стала развиваться, добавили немного боковых движений, но базой всегда была эта ротная школа выездки. Никто не тренировался по программе Высшей школы.

Потом наступил момент, когда они добавили пиаффе и пассаж в обязательную программу соревнований, упражнения, которые требуют хорошего сбора лошади. Но никто по-настоящему не готовил лошадь к сбору. Их тренировали для очень простых упражнений. Они не знают как собирать лошадь. А потом, понимают, что к программе для сложности стоит добавить пиаффе и пассаж, но как это сделать? Взять лошадь, поработать хлыстом сзади, сдерживая лошадь спереди, и есть надежда, что лошадь что-то такое изобразит. И что мы имеем в наши дни: вам нужно двести лошадей, чтобы пара из них смогла сделать пиаффе уровня большого приза. Эти лошади будут дорогими, на хороших движениях, они смогу сделать пиаффе, но отнюдь не из-за правильно тренинга, а из-за того, что отобраны по индивидуальным особенностям. И это проблема, которая существует сегодня: выездка основана на простых движениях ротной школы плюс пиаффе и пассаж.

Еще в современной выездке есть искусственные движения. Так популярное сегодня упражнение «менка в один темп» пришло из цирка. Это не упражнение классической школы! И Испанская королевская школа верховой езды и Школа в Вене были против введения этого упражнения, потому что оно родилось в парижском цирке. А не классическое оно потому, что идет против природы лошади. В природе лошади не демонстрируют  такое поведение. То есть они, конечно, меняют ногу, но только со сменой направления и точно не в один темп. Таким образом, это не классическое упражнение. Оно пришло из цирка, и было добавлено в программу по выездке. Теперь его делает и венская школа, которая была против этого упражнения изначально, и многие другие школы.

Современная программа по выездке представляет собой микс из цирковых элементов, настоящей работы в сборе и стандартного набора элементов ротной школы, которые, кстати, включают много движений на рыси. 

Сейчас разводятся животные на хороших движениях, и много сил в тренинге уходит на развитие этой самой рыси, то есть изначально в тренинге выбирается путь совершенно отличный от работы над сбором и балансом лошади. 

Что мы имеем сегодня? Теряются знания, пришедшие к нам от старых мастеров, и в профессиональном спорте используются лошади высокого класса на супердвижениях, присущих единицам практически от рождения. Искусство обучения и раскрытие потенциала каждой лошади утрачено. При добавлении пиаффе и пассажа в тренинг, многие лошади начинают показывать проблемы со спиной. Лошади практически не гимнастируются. Любая молодая всадница при наличии средств на хорошую лошадь может купить книжку, где описываются движения и начать выезжать на соревнования. Все что знают сегодня, что для такого-то уровня приза нужны такие-то упражнения. Их и тренируют. Но все знания, изначальная подготовка лошади, гимнастирование, все это уходит. Это проблема. И потом мы имеем много проблемных коней и с совершенно разрушенным телом и психикой.

— Почему сегодня, когда так много знаний вокруг, есть хорошие тренера, действительно работающие с лошадью через гимнастику и сбор, когда информация и возможности передвижений стали более доступны, почему конный мир меняется медленно или не меняется вовсе?

Почему не только спорт, но и частные коневладельцы не идут по пути гимнастирования, развития тела, достижению сбора и равновесия?

— Ответ очень простой. Не имея знаний, я покупаю лошадь, потом я смотрю на тех, кто добился успехов в выездке и делаю так же. Иду учиться к победителю или его тренеру и в конечном итоге следую его системе. Это очень просто, всегда доминирует линия победителя. Конные журналы тоже поддерживают эту систему, они полны информации о том, кто победил на тех или иных соревнованиях и об огромных призах. Тот выиграл внедорожник, другой двадцать тысяч евро за первое место. И люди хотят следовать этому популярному пути. И даже если я не хочу принимать участие в соревнованиях, то следую мнению большинства.

— Почему большинство не интересуется классическими школами и их  методиками?

— Потому, что это долгий путь. И одно знать методику тренинга, но совсем другое быть способным ее применять. Это значит тренировать и себя тоже. Быть спокойным, сильным изнутри, иметь равновесие. Качества, которые не всегда показывают в соревнованиях. Всадник с плохой посадкой на хорошей лошади выиграет, всадник с плохим характером на хорошей лошади тоже. Даже если он выйдет из себя, начнет плакать или ругать лошадь, он может купить другую подготовленную лошадь и выиграть. Работая по классической школе, ваша цель достичь гармонии с лошадью, спокойно повторять пока не будет достигнуто полное понимание, больше думать о своих ошибках. Так как если лошадь не делает что-то, это скорей всего ошибка человека. Надо быть готовым спросить себя прежде всего: «Что я делаю не так?». Но большинство не любит признавать себя неправым. Вот ответ.

— Как стать вашим студентом?

Аня Беран: надо работать над всеми аспектами своей жизни - фото IMG_0192, Аня Беран главная Интервью , конный журнал EquiLIfe

— Здесь? Лучше начинать в возрасте 18 или 19 лет, после окончания школы. Потом надо успешно пройти стажировку в Rosenhof в течение одного года как студент и помощник. Это включает все работы по уходу за лошадьми и конюшней. За этот период сам студент и мы понимаем на сколько человек действительно хочет идти этим путем. Этот год — это не только сидение верхом время от времени. Это действительно тяжелая работа. Вы должны заботится обо всех лошадях, кормить, убирать, когда кто-то заболел не спать ночами. Это работа без выходных, праздников, поездок, нового года.  И все время лошади, лошади, лошади. Этот год покажет: действительно ли вы хотите этим заниматься. И потом, если ваше тело вам позволит, так у многих, к сожалению, наблюдаются проблемы с балансом из-за сколиоза или иных проблем со спиной или тазобедренной областью, и вы покажете хорошие результаты и при этом не потеряете желание, то в течение пяти лет вы сможете учиться на мастера. В этом случае уже с полным пансионом.

Аня Беран: надо работать над всеми аспектами своей жизни - фото Helios, Аня Беран главная Интервью , конный журнал EquiLIfe— Когда вы почувствовали себя мастером?

— Никогда не чувствовала… Никогда.

— То есть вы ощущаете себя в процессе обучения?

— Каждый день! Каждый день открывает новые вопросы, проблемы. С каждой лошадью. Например, с начала ты можешь гордиться только тем, что поднял лошадь в галоп. Но потом, например, я потратила девять лет на то, чтобы уметь посылать лошадь в галоп едва заметными сигналами (gentle way). И только этот пример занимает годы и годы. И ты никогда не бываешь до конца доволен. То есть сначала рад, что достиг какого-то этапа, но потом тратишь усилия на достижение следующего и так далее. 

— Как это знакомо…

— Да. То есть всегда есть следующий уровень. И еще есть разные лошади. Иногда то, что работает  с одной лошадью, не срабатывает с другой. Все лошади разные, как и люди. Всегда остаются открытые вопросы. Так что совершенства не существует. Ты всегда стремишься к нему, но пока не достигнешь его ты не мастер. А достигнуть его не возможно. Ну, может быть на некоторых лошадях, некоторые элементы, в течение нескольких секунд близки к совершенству. Так бывает, ты понимаешь, что получились сенсационный пиаффе или пассаж. Но лишь секунды. И спустя десять минут все закончилось и следующая перемена движения уже не так совершенна.

— Вопрос о ваших книгах. Я знаю, что вторая вышла на немецком и английском языке. Я не знаю, как скоро мы будем иметь возможность прочитать ее на русском и прочитаем ли вообще. Но для того, чтобы приблизить момент ее публикации в России, я хочу попросить вас рассказать о чем она.

— В первой книге я описываю что делаю с лошадьми, как я их обучаю. Так же как и на DVD. Еще там я объясняю некоторые свои взгляды. Например, если ты хочешь следовать пути классиков в обучении своей лошади, не надо ставить ее в конкурную конюшню. Будет сложнее, не будет той необходимой атмосферы. Будет очень сложно не попасть под влияние большинства, не начать форсировать события, следовать своей линии. Об этом первая книга.

Аня Беран: надо работать над всеми аспектами своей жизни - фото InDeference, Аня Беран главная Интервью , конный журнал EquiLIfe

Вторая книга более детальная. Она описывает много гимнастических упражнений, рассказывает о том что и когда следует делать. Ведь мы находимся в плену многих ошибок. Например, когда люди говорят о сборе, они считают, что это значит перенесение веса лошади с переда назад. Окей, это можно сделать. Но лошадь никогда не бывает прямой, не выполняет одинаково упражнения налево и направо. И вот это самое большое поле для работы. То есть перенесение веса это только половина истории, потому что лошадь будет переносить больше веса на правое или левое плечо, на левый или правый круп. Добиться симметрии, вот наша ежедневная работа. Каждый день мы работаем над тем, чтобы выпрямить лошадь, сделать ее движения симметричными, убрать вес с одной задней или передней ноги и для этого вам нужна боковая работа, такие упражнения как плечом внутрь и так далее. Потому что если вы чувствуете, что лошадь упирается в правый или левый повод, в наши дни люди гнут шею направо-налево, чтобы «расслабить» ее, потом работают над этим же на рыси и считают, что это путь к успеху. Но это не решает проблему, а ведет только к дальнейшему ухудшению работы мышц лошади и последующим проблемам со здоровьем.

Важно понять, что если лошадь упирается в один повод, вам не нужна сила ваших рук в ответ. Вам нужна гимнастика, вам нужна латеральная работа, плечом вовнутрь, езда налево, например, возможность дать свободу определенной ноге, работа на свободном поводе с возможностью лошади отжевывать трензель, работа над мягким ртом, контактом. Вот что важно! И вся книга посвящена вопросам латеральной работы, тому что когда и зачем делать. Описывает работу над пиафе и пассажем, менкам ног. И все эти упражнения описываются всегда с той точки зрения, что ваша лошадь не выпрямлена на сто процентов. То есть ли вы сами тренируете лошадей, то вторая книга точно будет полезна. Если вы хотите составить свое представление о нашей работе, о работе классической школы, то выбирайте первую книгу.

— Какая разница между хорошим и плохим всадником?

— Это не так просто, чтобы каждый посмотрел и сразу увидел. Чтобы стать хорошим всадником нужны ум, характер и подготовленное тело.

— Какие стороны характера?

— То, что я говорила в начале. Например, ваша лошадь делает десять раз одинаковую ошибку. Некоторые всадники выходят из себя, начинают кричать или бить лошадь. Хорошему всаднику нужны терпение, спокойствие, но вместе с тем энергия, чтобы побудит лошадь двигаться, а не спать. Хорошему всаднику нужен ум, чтобы прочитать много книг, понять методики старых мастеров. Это не легко, так как эти книги написаны далеко не современным языком, в них используется старофранцузский или старогерманский языки. И чтобы понять бывает нужно перечитать каждый отрывок по несколько раз. На это уже способны далеко не многие.

И наконец, возможности тела. Они совершенно необходимы в этой области. Ты можешь быть прекрасным художником или артистом даже если у тебя не совсем ровный позвоночник или плечи. Но на работе с лошадью это скажется немедленно. Ты можешь быть хорошим певцом и быть очень эмоциональным, несдержанным человеком и допускать проявление этих эмоций в жизни и в работе. Но хороший всадник не может допустить этого для себя. То есть необходим ум, характер и подготовленное тело, только тот, кто обладает всеми тремя особенностями, может стать хорошим всадником. И тогда надо добавить умение чувствовать свою лошадь, чувствовать ее, быть с ней в гармонии.

Аня Беран: надо работать над всеми аспектами своей жизни - фото Xailee, Аня Беран главная Интервью , конный журнал EquiLIfe

Чтобы быть хорошим всадником надо работать над всеми аспектами своей жизни, а не только тренироваться в верховой езде. Этому надо посвятить жизнь!

Продолжение следует…