Серия статей: Сквозь историю, через имена к современному Искусству верховой езды, задумана, чтобы понять сегодняшнюю практику верховой езды, становление элементов четырёх европейских Высших Школ, основы классической выездки или даже просто принципы гимнастирования лошади для любой работы — под всадником или на земле.
В этих статьях мы вспомним великих классиков, людей, имена которых навечно запечатлены в истории искусства обращения с лошадью. Что привнесли они в сегодняшний мир верховой езды, чем хотели поделиться?
Многие имена мы знаем, кого-то откроем вместе. Одно можно сказать точно: они превратили верховую езду в искусство, во многом сформировав ее высочайший уровень, который представляют сегодняшние мастера конного мира.
В первой части мы писали о древнегреческом авторе Ксенофонте (около 430 гг. до н.э.), потом быстро перенесли свое повествование в век шестнадцатый. Но не станем испытывать машину времени. Нам есть что рассказать «до»…
После нескольких веков молчания, первым, кто написал значимое литературное произведение о лошадях, был Король Португалии Дуарте I (Dom Duarte I). Он написал трактат «Livro da ensinansa de bem cavalgar toda sela» 1433-1438 гг. («Инструкция по искусству верховой езды в любом седле»).
К сожалению, труд короля так и остался незаконченным. До своей смерти от чумы он закончил только семь из шестнадцати запланированных частей.
Дом Дуарте был уверен, что он первый, кто пишет на эту тему. Значит ли это, что он не был знаком с трудами других авторов, или имела место быть уверенность в своей королевской исключительности? Сейчас трудно судить. В своей работе Дуарте упоминает литературные труды, связанные с выбором лошадей, их содержанием и лечением, но ни слова не говорит о книгах в верховой езде как таковой. Точнее, говорит, что если и есть книги на эту тему, они ему не известны.
Меж тем, помимо трактата Ксенофонта и ряда работ некоторых мусульманских авторов, на то время уже были известны работы Джорданно Руффо (около 1250 г. (Италия)) и португальская книга «О конном деле» 1317 г., написанная мастером верховой езды короля Диниша (Dinis I).
На самом деле, содержание книги короля Дуарте вполне характеризуется самим названием, и основное место там действительно отведено манере ездить на разных седлах.
В зависимости от назначения верховой езды и вида седла, посадка всадника того времени и правда была различна. Ездили как с совершенно прямыми ногами (как правило, с использованием длинных шпор), так и с согнутыми в колене ногами. В седле сидели или привставали. Делали основной упор в стремена или в задние луки седла (на специальном рыцарском турнирном седле).
Дуарте отмечает важность прямой посадки всадника (перпендикулярно спине лошади) — так как привычка сидеть в седле ровно сыграет хорошую службу, если лошадь захочет сбросить седока. Он писал о том, что если лошадь козлит в желании сбросить всадника, самое разумное отклоняться назад, но ни в коем случае не вперед, «что делают от растерянности и незнания».
Подобным образом он описывает положение тела всадника, если лошадь отрывает передние ноги от земли. Здесь он рекомендует перенести вес ближе к шее, но ни в коем случае не хвататься за повод. Все это идет совершенно синхронно с нашими нынешними знаниями в этом вопросе. Но если сегодня каждый конник, даже не испытав подобных приключений сам, тысячу раз видел такие ситуации в кино и или на фотографии, в XV веке дон Дуарте был полностью уверен в совершенной необходимости описать все эти случаи для потомков.
Если еще искать пересечения с современностью, в труде португальского короля мы найдем описание положения ноги в стремени. Надо сказать, что во главу ставится удобство и привычка всадника: «всякий всадник сидит как привык и как того требует седло». Но все же, в этой главе есть интересный вывод, хитрость, как пишет дон Дуарте. «Если мы хотим вставлять ступни целиком (прим. — в специальные стремена, см. фото), то чтобы они были в стременах более неподвижными, носки должны быть развернуты немного наружу, если же мы вставляем ногу в стремя наполовину или только носками (прим. — как мы делаем это сегодня), то мы должны разворачивать их внутрь».
Вот так. Сколько раз во времена обучения верховое езде, мы слышали от тренера: «Пятки вниз, носки внутрь!», а вот поди ж ты, португальский Король дом Дуарте, 15 век.