О том, как важно вовремя поощрить лошадь за правильное поведение, говорилось много. Известные всадники и дрессировщики отмечали, что живой ум лошади быстро воспринимает ситуации, которые произвели на нее впечатление и заставили эмоционально отреагировать. Лошади надолго запоминают их и в зависимости от того, какие это были впечатления – приятные или неприятные, либо стремятся к ним снова, либо стараются избежать. Задача тренера – при обучении лошади умело применять положительное подкрепление для того, чтобы сделать привлекательным для лошади такое ее поведение, которое ему нужно. Карен Прайор – известная дрессировщица и исследовательница в своей книге «Не рычите на собаку» писала: «Какой бы ни была задача, она решается быстрее и легче, веселее, если вы знаете, как пользоваться положительным подкреплением».
Сто лет назад Джеймс Филлис в книге «Основы выездки и езды» отмечал, что «нельзя пренебрегать лаской и наградой». Современники Филлиса отмечали, что не смотря на свое строгое обращение с лошадьми, он не скупился на ласковое обращение с лошадью, если та вела себя послушно. Даже у Ксенофонта в его трудах, написанных еще до нашей эры, мы находим: «Ласковое обращение делает лошадь более уверенной и послушной. Конь может понять волю всадника, если за исполнение ее получает познаграждение. Он и узду охотнее возьмет, если по принятии для него последует что-либо хорошее, будет перепрыгивать, выскакивать и во всем будет повиноваться, если будет ожидать, по исполнении указанного, какой-либо приятности.»
Как видите, о необходимости поощрять во время обучения говорилось давно и много. Но, может быть, это все только сантименты, и мы просто пытаемся перенести на лошадь свои ощущения? Или, может, мы считает, что если что-то приятно для нас, то оно хорошо и полезно для лошади? Узнать, так ли это на самом деле решила группа ученых, изучающих поведение животных.
Для эксперимента они отобрали 23 годовалых жеребенка англо-арабской и французской верховой породы, которые родились на одной конюшне и там же и росли. Жеребят разделили на две группы — 11 одной группе и 12 во второй. Всех животных обучали одним и тем же вещам: стоять неподвижно по команде, подавать ноги для расчистки, спокойно ожидать, пока их почистят щеткой и т.д. Всех лошадей обучали по пять минут в день пять дней в неделю, в одном и том же помещении, примерно в одно и тоже время. Разница была лишь в том, что за правильное выполнение задание лошадей из первой группы поощряли (им давали зерновые гранулы), а лошадей из второй группы – нет.
Поведение лошадей и скорость их обучения тщательно записывали для того, чтобы понять, повлияло ли положительное подкрепление в виде угощения на обучение лошадей. И вот обучение закончено, можно сравнить обе группы. Проверяли трижды. Один раз сразу после обучения, второй – через 6 месяцев, и третий через 8 месяцев. Как и следовало ожидать, лошади из первой группы, которых поощряли за правильное выполнение, сдали тесты гораздо успешнее, чем их коллеги из второй группы. Они лучше запомнили и более охотно демонстрировали то, чему научились. Более того, лошади из первой группы лучше помнили изученное по прошествии многих месяцев. Но и это еще не все. Как оказалось, лошади из первой группы не только сам процесс обучения восприняли с большим интересом, они и к людям относились лучше. Они вели себя более дружелюбно и уверенно с людьми, они более охотно подходили к людям и охотнее позволяли людям подходить к ним, они гораздо реже кусались и вообще меньше показывали отрицательное отношение к людям, чем лошади из второй группы.
Поэтому обязательно хвалите и угощайте своих лошадей и они не останутся в долгу. Есть люди, которые боятся разбаловать свою лошадь и оттого не показывают хорошего к ней отношения. Они считают, что лошадь можно испортить, приучить ее клянчить и воспринимать человека как ходячий мешок с вкусняшками. Вряд ли такие опасения имеют под собой основание. Если поощрять лошадь за хорошее поведение, то она и будет стараться вести себя хорошо. Человек, которого лошадь считает лидером, вряд ли лишится авторитета, если лишний раз похвалит свою лошадь.
Нара, напишите, пожалуйста о Карен Прайор. Она, на сколько мне известно, кроме дельфинов работала с лошадьми и приводила очень интересные наблюдения.
Это хорошая мысль. С удовольствием напишу.