Как это часто бывает во Франции, одно здание переживало свое рождение и расцвет несколько раз….
Большие королевские конюшни, которые по-французски скромно называются La Grande Écurie, были созданы как конюшни при версальском дворце эпохи Людовика XIV. Годом их создания считается 1682, а целью – содержание верховых и каретных лошадей двора короля и личных лошадей Короля-Солнца. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар (Jules Hardouin-Mansart).
Конюшни подразделялись на большие и малые. В первых содержались привилегированные верховые лошади. В малых – лошади для карет, экипажей и служб дворца.
Есть так же версия, что Гранд конюшни назывались так в честь великих всадников того времени — Гранд Эквие (мы встречались с термином «Эквие»(Écuyer), когда рассказывали об истории школы Кадр Нуар в Сомюр, прочесть которую можно по ссылке).
Конюшни состояли из трех зданий, два из которых можно увидеть сегодня, и были построены в форме копыт лошади. Это можно представить, включив воображение и посмотрев на эту старинную гравюру, на которой я обвела здание конюшен, доступное для визита и сегодня.
В первом здании располагается современные версальские конюшни, второе здание отдано под нужды академии искусств Франции. Третье здание до нас не дошло.
Фасад старинных конюшен украшен скульптурами французского скульптора Жана Ран. Композиция наверху символизирует Францию и Людовика XIV. Лошади, которых мы видим снизу, принадлежат греческому богу Геркулесу. Слева и справа вход украшен доспехами и военными символами эпохи Людовика XIV, которые показывают мощь государства и короля.
Головы, которые украшают арки здания конюшни ни что иное, как… «скульптурные пародии» на лица конюхов, работавших в конюшнях в те времена, то есть прототипом служили лица реально работающих там людей.
Как и сегодня в конюшнях, судя по лицам на колонных, перед нами представителей разных национальностей. Это объясняется тем что люди стекались в Версаль со всего мира. Двор привлекал лучших специалистов, даже если речь шла о «простых конюхах». Говорят, что король очень любил лошадей и хотел, чтобы за ними ухаживали лучшие специалисты того времени.
Во времена Людовика XIV в обоих конюшнях содержалось более 700 лошадей. Сейчас только 40.
Современная история Великих конюшен начинается с 2003 года, когда Бартабас по поручению Министерства Культуры Франции, взялся за восстановление исторического памятника. До этого конюшни долго пустовали, время войны тут были склады.
На базе конюшен была создана Конная академия (Académie équestre nationale du Domaine de Versailles). А Бартабас стал ее артистическим директором. Говорят, практически на волонтерских началах…, так как основная его деятельность это Конный театр «Зингаро» (который мы посещали в одну из совместных поездок_с_equilife во Францию).
Сейчас Бартабас отвечает за шоу, артистическую и конную их составляющие. На вопрос: как часто он появляется здесь, мне ответили «каждую неделю, когда он не занят в гастрольных турах Зингаро».
Дальше, с вашего позволения, я опишу некоторые будни Конной Академии в форме вопроса и ответа.
— Как много Эквие – всадников здесь сейчас?
— Сейчас 10, из которых одна находится в тренинге и еще не работает в спектаклях в полном объёме, но вероятно начнет в сентябре.
— Всадников всегда 10?
— Между 10 и 12-ю. Скоро будут ведены два новых. Каждый год мы рассматриваем для найма 1-2 человека в качестве всадников.
— Как это происходит?
— Вы присылаете видео своей работы с лошадьми…
— Значит ли это, что люди в команде постоянно меняются. Как это отражается на коллективе?
— Основной костяк постоянный. Многие работают тут по 5-6 лет подряд.
— Находится ли Академия на полной самоокупаемости за счет экскурсий и шоу? Если публика перестанет ходить, но вам по-прежнему надо будет кормить лошадей, платить зарплату людям…
— У нас есть несколько уровней субсидий. Во-первых, это поддержка Министерства Культуры Франции. Во-вторых, нас поддерживает администрация города Версаль. Так как город содержит в себе много культурных объектов, привлекающих туризм, а значит деньги, администрация заинтересована направлять финансирование на поддержание и развитие всего что связано с туризмом самым прямым образом. И конечно, всего, что находится в связи с Версальским дворцом, как с центром притяжения. Тут нам повело с месторасположением. Есть еще третий тип субсидий, который должен направляться к нам со стороны региона IlE-de-France. Но эту субсидию получить довольно сложно в наши дни.
Теперь продолжу повествование. Манеж для зрителей выполнен из дерева и внутри он напоминает итальянский старинный театр. Большие люстры, которые дополняют внешний облик ансамбля созданы из муранского стекла. Патрик Бушон был дизайнером зала, но идею подал Бартабас.
Огромные зеркала, которые как бы дублируют происходящее на манеже, выполнены по старинной технологии (когда стекло серебрили изнутри, добиваясь отражения). В той же технике, времен Людовика XIV, восстановлены зеркала в самом Версальском дворце.
Рисунки, которые как бы случайно, черновиками начерчены углем на стенах, были созданы художником Жан Луи Сава. Он друг Бартабаса и очень увлечен лошадьми. А вдохновение, как говорят, он черпал в работах знаменитого художника Эжена Делакруа.
Еще немного и погаснет свет, заиграет музыка и начнется шоу, которое называется «Путь всадника». В нем сочетаются искусства, которые увлекают создателя шоу — Бартабаса: работа с лошадью верхом и на вожжах, стрельба из лука в японском стиле, прекрасное пение, которое, как говорят, помогает расслабиться при верховой езде и входит в обязательную программу занятий в Академии…
В следующей части статьи о Версальской школе, я подготовила для вас видео интервью с одной из всадниц.
PS: хотите поехать во Францию с нами (в рамках проекта #поездки_с_equilife) и все увидеть своими глазами?
Пишите на info@equilife.ru (чтобы занять удобное для вас время) или следите за разделом ПОЕЗДКИ
А пока, посмотрите видео-интервью с одной из всадниц Версальской Академии Верховой езды.