12-я конференция International Society Equitation Science 2016 (ISES 2016) прошла в июне 2016 года во Франции на территории Национальной школы верховой езды в Сомюре. Первый конный online-журнал EquiLife.ru спешит поделиться с вами самыми интересными моментами этой встречи!
Программа конференции была довольно насыщенной. В день предлагалось заслушать около 15 докладов по 15 минут + вопросы из зала. Основная тема выступлений — взаимодействие человека и лошади: обучение с точки зрения принципов этологии, позитивное и негативное подкрепление, способности к обучению, особенности восприятия.
Отличительной чертой всех конференций ISES является то, что доклады носят строго научный, доказательный характер и не рассчитаны на широкую, «любительскую» публику. Каждый доклад строится по схеме: «нами была исследована проблема «…», была рассмотрена группа из N лошадей, проведены следующие наблюдения, были получены следующие числовые результаты, построены таблицы и графики».
Некоторые исследования были неоднозначны в своей очевидности. Так, согласно докладу «Personality tests in horses, reliability, heritability and relationship with rideability», после проведенных тестов было установлено, что «более пугливые», легковозбудимые лошади более успешны в конкуре и быстрее реагируют на команды всадника, но могут быть опасны для новичков».
Степень возбудимости лошадей в этом эксперименте тестировали, раскрывая перед ними зонтик или издавая резкий звук, проверяя скорость реакции и расстояние, на которое отбежала лошадь.
Исследование от ученых из Австралии во главе с профессором Полом МакГриви (Professor Paul McGreevy), книга которого «Поведение лошадей» была выпущена в России в 2011 году, рассматривало влияние натяжения поводьев на поведение лошади.
В докладе «Effects of rein tension on the behavior and physiology of horses during a standardised learning task» был сделан вывод, что слегка разогретая (возбужденная) вследствие умеренных движений лошадь, более восприимчива к последующим командам и более отзывчива в обучении.
Интересный доклад «Riders’ perceptions, understanding and theoretical application of learning theory», посвященный особенностям обучения спокойных и возбудимых лошадей через позитивное (пищевое) и негативное (давление) подкрепление, который представляла Tania Bormann, показал, что, не смотря на то, что в целом положительно подкрепление хорошо влияет на обучение лошадей, положительный эффект пищевого подкрепления почти полностью нивелируется в условиях стресса для лошади. Разные лошади имеют различную стрессоустойчивость, поэтому к каждой надо применять индивидуальный подход.
Основной интерес у слушателей вызывали доклады мэтров научного конного мира.
Сью МакДоннелл (Sue McDonnell), чьей специализацией является прикладная бихевиористика лошадей (University of Pannsylvanias’s School of Veterinary Medicine), в своем докладе, который опирался на многолетние исследования, подчеркивала, что «домашние лошади» в своих поведенческих особенностях, потребности в социуме, пищевых привычках ничем не отличаются от своих предков».
В связи с этим, люди должны обращать внимание на построение жизни и тренинга одомашненной лошади не вступая в противоречие с природой лошади: обеспечить социальные контакты с другими лошадьми (табун), постоянный выгул (возможность постоянного движения шагом), возможность постоянного поедания корма (сено, трава 12-14 часов). Только в этом случае можно говорить о «счастье лошади», а так же снизить такой «бич» домашней лошади, как колики или проблемы с копытами.
Др. Андрю МакЛин (Dr Andrew McLean), сформировавший вместе с профессором Полом МакГриви (Professor Paul McGreevy) «10 Принципов обучения лошади», также поддерживали идею тренинга и содержания лошади согласно их естественной природе.
Второй день конференции был посвящен практическим примерам и проходил в главном манеже Французской национальной школы верховой езды.
Из практических примеров, которые демонстрировались слушателям, интерес вызвали измерения мыслительной активности лошади с помощью электродов, закрепленных на голове.
Интересны были исследования чувствительности лошадей. В частности тест, в котором проверялась реакция кожных покровов на раздражение тончайшими нитями (самая тонкая в разы тоньше человеческого волоса и почти не ощутима подушечками пальцев).
Следующим этапом этого же теста проверялась реакция разных лошадей на внезапный испуг (например, раскрывающийся зонт) или скорость восприятия нового (задание для лошади — наступить на шуршащую пленку). Эти эксперименты призваны понять степень возбудимости лошади.
Энди Бут (Andy Booth), австралийский тренер, основавший во Франции собственную школу работы с лошадью мягкими методами и езды без железа La CENSE рассказал и показал основные принципы работы с лошадью по его методике.
Гвоздем практической программы стало раскрытие секретов тренинга прыжков над землей для лошадей Cadre Noir. Во всяком случае, всех зрителей попросили забыть все, что они сейчас увидят, так как методику тренинга всадники Школы не выносят на публику.
Сохраним данное обещание и уберем под кат, доступный только для членов Закрытого клуба читателей – подписчиков журнала, все впечатления от тренинга и рекомендации от Шефа Школы, Полковника Patrick Tiesserenc.
Там же, под катом, мы раскрыли тезисы самых интересных докладов 12-й научной иппологической конференции ISES 2016.
Вы можете прочесть статью полностью,
если зарегистрируетесь по ссылке
"Клуб Постоянных Читателей"