Находясь на поле для тренировок, я была удивлена, когда несколько взрослых и вполне состоявшихся женщин время от времени пронзительно и счастливо кричали «ку-кууу». Потом с огромным счастьем бежали обнимать, чесать и кормить лошадь, в честь успехов которой был этот фейерверк эмоций. Причиной такой эскапады послужило то, что лошадь на длинных, но совсем не классических вожжах, по команде перешла с шага в рысь и обратно. А пронзительное «ку-ку» и порция лакомства в награду за это было не чем иным, как методом кликера.
Так я стала зрителем и участником «клиники» (тренинга, системы уроков) известной в Америке и Норвегии тренера Хелен Офстад, работающей с использованием этого метода.
Пользуясь возможностью, я задала несколько вопросов.
_________________
Кликер метод основывается на немедленном, последовательном, целенаправленном и поэтапном отборе и закреплении желательных форм поведения с помощью звукового сигнала (клика).
Основы метода были разработаны в середине прошлого века профессором психологии Гарвардского университета Б. Ф. Скиннером (B. F. Skinner). Позже аспиранты профессора: Келлер Бреланд (Keller Breland) и его жена Мэрион Балей (Marion Bailey) применили эти разработки при работе с дельфинами в «Центре млекопитающих морской пехоты». К исследованиям присоединилась ученый с мировым именем в двух областях: биология морских млекопитающих и поведенческая физиология — Карен Прайор (Karen Pryor), автор ряда книг, в том числе знаменитого бестселлера «Не рычите на собаку». Работу с дельфинами по кликер методу ученая описала в книге «Несущие ветер».
_________________
Хелен Офстад (Ellen Ofstad) практикующий тренер по работе с лошадьми. Свою специализацию определяет как работа с лошадью при помощью языка тела и положительного подкрепления.
— Как долго вы работаете с лошадьми, и как поняли, что путь, который вы выбрали, хорош для взаимодействия лошади и человека?
— Я начала работать с лошадьми, когда мне было девять лет. Не могу сказать, когда именно начался какой-то прогресс. Ситуация все время менялась. Но я постоянно искала естественные (мягкие) пути. Я получаю удовольствие от работы с лошадьми и считаю, что они ведет себя лучше, когда расслаблены и тоже получают удовольствие от общения. Это наиболее очевидный путь тренинга. Я не очень терпеливая персона. Ленивая, если сказать честно. Я не люблю усложнять или делать работу снова и снова, поэтому я выбираю только то, что работает наверняка. Ну, и конечно — вопрос мотивации. Когда ты замотивирован, ты учишься быстрее. Это справедливо так же для людей. Гораздо проще учить что-то, если тебе интересно, не сложно и весело.
Таким образом, я пришла к естественному для многих процессов выводу: если то, что ты делал раньше не работает, пробуй по-другому. Хотя, дисциплина не должна страдать, в любом случае. Например, только что я попросила лошадь пойти рысью, и я точно знаю, что данная команда лошади знакома. И невыполнение команды – это вопрос дисциплины.
Но если вы учите лошадь чему-то новому, это можно сравнить с изучением иностранного языка: новых слов, которых вы не понимаете. На иностранном языке бесполезно говорить громче или кричать на оппонента. Вам нужен перевод. И то же самое с лошадью. Сначала нужно объяснить.
А уж если вы дадите им мотив, почему им интересно выполнить ваше задание… Иными словами, то, что вы должны сделать: дать лошади новый термин (задание), перевести его на понятный язык и замотивировать лошадь выполнить это задание. И это база любого обучения! Не важно, что за животное перед вами.
— Я читала, что метод кликера был впервые использован с дельфинами.
— Ну вообще-то первыми были крысы.
— Крысы???
Вы можете прочесть статью полностью,
если зарегистрируетесь по ссылке
"Клуб Постоянных Читателей"