Это отзыв одной из участниц самой первой групповой поездки c EquiLife.ru в сказочную Баварию и на семинар Ани Беран — Ксении Галеевой.
Имя Ани Беран ранее я встречала в интернете, но знала лишь, что она одна из представительниц старой школы классической выездки, о которой у нас, к сожалению, известно пока мало, если не сказать вообще ничего не известно. Ну, красиво, степенно, на барочного типа лошадях, испано-португальская традиция и Венская школа, старофранцузские фолианты и так далее, все это казалось прекрасным, но далеким от сегодняшних реалий конного мира, такими пафосно и безнадежно устаревающими поучения, трактаты, школьные методы.. Все, кто мог и хотел сохранить наиболее ценное из трактатов, как и все, очарованные образом рыцаря на страже традиций, должно быть уже давно вооружились интернет-сайтами, пиар-менеджерами и онлайн-программами, позволяющими продвигать продукт «классическая школа верховой езды» в современном мире.
Так думала я, пока не обзавелась молодой лошадью фризом, а обзаведясь, не набрела на просторах интернета на журнал Equilife.ru, где рассказывалось о семинарах Ани Беран и о возможностях поездки в ее поместье Гут Розенхоф. К тому времени у меня уже успели накопиться вопросы по воспитанию и специфике работы с фризами – породы для нас все же довольно экзотичной. Изначально я полагала, что все лошади более-менее из одного теста леплены. Однако барышня моя росла и давала почувствовать, что надо куда-то развиваться, учитывая ее особенности телосложения и характер. По вопросам здоровья, развитию, грамотной тренировке фризов в интернете информации как кот наплакал, а у Ани, оказывается, богатый и успешный опыт работы и с этой породой. В общем, я решила выкроить неделю отпуска и отправилась на семинар за опытом и вдохновением.
Ожидания мои окупились с лихвой, ответы на заданные и незаданные вопросы я получила, получила даже большее (об этом ниже). Каждый учебный день семинара предлагается новая тема (программу семинара, расписанную по дням, можно посмотреть на сайте Ани, ссылка), если остаются силы и время, после учебы есть возможность наблюдать регулярную работу с лошадьми, которые находятся в тренинге у Ани и ее учениц. Оставшись однажды в качестве зрителя, я обнаружила, что попала на тренировку фризов, вот это бинго!
Однако, настоящим подарком был следующий день семинара – полдня говорили и показывали фризов. Теперь мы видели работу двух лошадей с развернутыми комментариями самой Ани. Проблемы — увы, их много: специфика телосложения (слабая спина, мощный перед, нагрузка на суставы), аллюров (тоже увы, лошади заточены под свои задачи), интеллект (который зачастую противится рутинной работе), маловыносливость ( ввиду малого объема легких), генетика.. Все по пунктам перечислено, как будто бы специально для того, чтобы у любого присутсвующего на семинаре владельца «голландской черной жемчужины» включился режим паника-паника, и чтобы соседние участники, кого миновало, оборачивались и сочувственно тому кивали.
Далее однако следовало то, что и отличает мастера от прочих других посвященных смертных. Перечислив список проблем и оценив конкретную лошадь, тем же ровным и спокойным тоном Аня намечает программу работы. Для каждой породы, для каждой отдельной лошади – своя схема тренировки. Долгая разминка на боковых: уступки, переступания, траверсали по кругу, все шагом, в зависимости от степени асимметрии лошади, трудная сторона начинает и выигрываетзавершает работу. По прямой – с частыми остановками и осаживаниями – обязательная сверка баланса, затем рысь и опять проверка баланса, снова боковые сгибания и уступки по кругу, контргалоп и галоп (настоящий вызов для фриза!) затем – опять боковые, и опять сверка баланса на галопе. Заключительный галоп на вольтах мы видим уже совсем иной, да и лошадь к тому времени преобразилась. Без видимого труда несет себя сама, она сбалансирована, легко управляема. Это был первый фриз.
На другом – тяжелом барочном красавце – Аня покажет элегантность пиаффе и красоту выноса плеча на испанском шагу.. Век фризов не так уж долог, но у Ани все лошади в тренинге до старости. Вот такое оно, гимнастирование лошади от Ани Беран, в нем каждая лошадь есть поэма.
Для себя я вынесла, пожалуй, две главные вещи, зачем стоит ехать на семинары к мастерам (речь о любых мастерах, но с большой буквы Мастерах). Чему стоит учиться и на что тратить время, внимание, деньги.
Первое – это спокойствие, стойкость и непреклонность в работе с любой проблемой лошади. Спокойствие продиктовано Отношением. То есть, проблему Мастер видит, и быть может не одну, и быть может, видит их больше, чем видишь ты. При этом, за любой проблемой он видит лошадь, живое существо, которое и есть главное, ради чего все эти дрессажно-гимнастические экзерсисы придуманы и предназначены, ради кого они и обретают смысл. Все остальное – рюшечки, прикладное искусство, это временно и смертно. Ок, говорит Аня, мы посмотрим, что мы сможем сделать, как мы нашими элементами, знаниями, инструментами поможем вот этому конкретному существу. Цель выездки – лошадь, а не наоборот, никак не лошадь для выездки и шоу. Отступает паника, начинается работа. Появляется смысл, с ним приходят перспективы и вдохновение.
Второе – это эстетика. Наблюдать, как профессионал справляется с трудной задачей уже есть наслаждение. Все кажется естественным, гармоничным, легким (и это, конечно же, совсем не так), все очень и очень красиво. Кони движутся энергично, но естественно и элегантно, без какого-либо видимого сопротивления, при том, что в работе в основном жеребцы и мерины, много молодых и проблемных лошадей.
Впечатлил один ладный жеребец, если не ошибаюсь, липициан, от которого отказались в цирке, хотя видимых проблем со здоровьем и способностями у него не было. Конь просто не любил.. выступления, пугался толпы и резких звуков, вообще интровертом оказался. Его вывели напряженным, видно было, что ему не по себе. В течение получаса работы жеребец постепенно преобразился, расслабился и сосредоточенно выполнял все элементы и не самые простые движения, которые просила Аня, казалось, о публике он почти забыл и вспоминал только в моменты передышки, и тогда Аня отвлекала его голосом, награждала лакомством, при этом она все время комментировала для нас. После работы жеребец сделал поклон и, будто снова вспомнив свои страхи, побыстрее удалился, но впечатление, что собой он остался доволен.
В общем, эстетика Ани Беран – это простота, естественность, гармоничность, она проявлена во всем, в работе и укладе жизни. Поместье Ани – радость для глаза: чистые конюшни, зелень полей для выпаса, светлый огромный манеж, библиотека с книгами, картинами, рисунками, фотографии на стенах.
Эстетика в отсутствии лишней атрибутики барокко, вообще, отсутствие какого-либо пафоса, даже там, где он мог быть уместен. Эстетитка чувствуется в общении, в том, чтобы не повышать голоса – ни на людей, ни на лошадей (спокойное no-no, если что-то не так, и не более того).
В целом, впечатлений от недельного отпуска у меня с избытком, и переваривать их буду еще долго. Добавлю, что компания от Equilife у нас подобралась небольшая и разношерстная, но безумно приятная, тем интереснее было проводить вечера в бурных обсуждениях.
Ах да, и розочкой на торте – в программе семинара у нас еще был Кальтенберг, с его ежегодным средневековым фестивалем, рыцарскими турнирами и конным представлением цирка Марио Люраши.
Мало того, что костюмированное каскадерское шоу от Люраши под дождем это незабываемо зрелищно.
Вика, организатор поездки, нам устроила экскурсию в закулисье конного театра Мэтра.
Мы видели рутинную репетицию с потрясающими лузитано Мэтра, будни его труппы.
Семидесятилетний Мэтр прост да не совсем, трюки с лошадьми нам показал, на вопросы дружелюбно отвечал, тайну вечной молодости раскрыл, однако главную интригу – секреты своего мастерства – попридержал за собой.
За этим, сказал, добро пожаловать к нему во Францию.
Информация о поездках с EquiLife.ru