Конюшни (Grandes Écuries) замка Шантийи (Domaine de Chantilly), или как их еще называют Конюшни принца Конде находятся во Франции, недалеко от Парижа.
Это не только интересное историческое место, одно из «обязательных к посещению» при визите во Францию, но и прекрасный образец того, как энтузиазм сначала одного человека, а потом всей семьи, помогают раскрыться памятнику архитектуры. Но, обо всем по порядку.
Шантийи (Шантильи) это «три в одном». Замок – отдельный, невероятно прекрасный архитектурный комплекс с парками и садами.
Второй объект, который я так же упомяну вскользь – это ипподромный круг, который разместился тут же, но, как ни странно, является отдельной организацией, которая не относится к «Большим конюшням» (так буквально переводится название «Grandes Écuries»).
Постройка ипподрома связана с английской, а позже и европейской модой на скачки в 19 веке.
Интересный факт: Ипподром в Шантийи, построенный в 1830-х стал первым ипподромом в континентальной Европе! Скачки проводят здесь по сей день…
Мое же внимание направлено на Grandes Écuries.
Я уже давно наблюдаю за развитием Конюшен замка Шантийи. Первый раз я была здесь..в 2007, кажется…, но только сейчас узнала всю историю из первых уст.
Сами конюшни как бы относятся к замковому комплексу и находятся под охраной и в собственности государства (Института Франции, отвечающего за исторические памятники), как безусловный памятник архитектуры. В то же время, все что находится внутри сегодня: стойла, их постояльцы (лошади и ослики), Музей лошади и Конный театр, являются предметом заботы и постоянного развития отнюдь не государства. Это развившееся начинание семьи Bienaimé… Как же так получилось?
Я беседовала с Софи (Sophie Bienaimé) и ее мужем Паскалем (Pascal Renauldon).
Отец Софи — Yves Bienaimé, и стал тем человеком, который решил, а потом сделал все возможное, чтобы «Большие конюшни» жили не как «закрытый конный клуб для нескольких именитых фамилий», а как памятник культуры, архитектуры, Памятник Лошади, открытый для всех посетителей!
Из беседы с Pascal Renauldon:
«Здесь был такой приватный конный клуб для своих. Очень ограниченное количество частных коневладельцев, буквально несколько человек, держали здесь своих лошадей и выезжали верхом в поля и леса. Вокруг Шантийи очень красивые леса! Здесь были королевские охотничьи угодья когда-то. Отец Софи был здесь тренером, начконом, словом, человеком, отвечавшим за лошадей во всех смыслах.
Он подумал, что несправедливо то, что это прекрасное историческое место открыто только для небольшого количества «избранных». Но вместе с тем, он понимал, что без наличия заинтересованного инвестора, этот проект не осуществить. И мало открыть это место для публики, надо думать о том, за счет чего музей будет жить в дальнейшем. Он начал поиски инвестора и вложил много своих собственных денег в создание этого клуба. Это действительно стало делом его жизни».
Идея состояла в том, чтобы совместить здесь не только предметы искусства, посвящённые лошади, но постепенно добавлять практические материалы по иппологии, историю ветеринарии лошади и так далее.
Сейчас гуляя по музею, сложно представить, что раньше здесь ничего не было. И вместе с тем, понимаешь, что Музей живет, пополняются его коллекции, он изменяется каждый день. Например, эти картины с элементами Высшей школы верховой езды выполнены…из каменной мозаики. Это надо видеть вблизи!
Так что нельзя сказать, побывав здесь в далеком 2007: «Я уже была в Конюшнях Шантийи. Вряд ли там что-то изменилось». Изменилось! Да еще как!
Кстати, маленькая, но значимая для меня деталь… Именно Yves Bienaimé был первым человеком, которого мы встретили, подходя к Шантильий во время нашей «Поездки_с_EquiLife.ru» (в гости к Марио Люраши), когда посещали Большие конюшни со специальным дружеским визитом.
Не смотря на почтенный возраст, его посадке и выправке верхом можно было позавидовать!
(Если хотите поехать с нами в мае и все увидеть своими глазами, переходите по ссылке, осталось еще ОДНО место).
Конечно, финансирование покупки или аренды экспонатов, не под силу одному человеку, поэтому фактическим владельцем и меценатом для Музея лошади сегодня, стал Принц Карим Ага-Хан IV.
Еще немного исторической справки, но не о конюшнях, а о замке.
После того, как наследственная линия семьи прервалась, последний наследник завещал весь замково-парковый комплекс – Институту Академии Франции.
И не только здания, но все имущество, например, коллекцию картин внутри замка, где на собственные средства, семья собирала бесценные произведения искусства: портреты, живопись.
В завещании указано, что коллекция не может быть разделена или продана, и должна остаться в замке именно в том виде, в котором ее собирали поколения семьи.
Несмотря на то, что фамилия принца Конде часто мелькает рядом с названием замка, он не был ни основателем, ни первым владельцем. История поместья начинается в 1484 году, когда Шантийи становится достоянием рода Монморанси.
Наибольший вклад в создание Замка внес коннетабль Анн де Монморанси, конная статуя которого возвышается перед дворцом. Как поговаривают сегодня: «Не понятно, конечно, на какие средства он построил всю эту красоту, будучи чиновником… Возможно, не обошлось без казнокрадства… Ох уж эти «приближенные к власти!».
Принц Конде позже женился на наследнице Монморанси, но не только это связывает его фамилию с поместьем…
Что касается Здания Конюшен, обе длинных части здания строились действительно, как помещения для содержания лошадей. В это сложно поверить, видя сегодня высокие, словно в церкви, куполообразные потолки и украшенные стены.
Здесь содержались около 20 лошадей для охоты, так как Шантиийи и прилегающие леса, были именно охотничьими угодьями.
Именно Принц Конде был тем человеком, который в 1719 отдал приказ построить Большие конюшни — Луи Анри, герцог Бурбонский, принц Конде.
И он повелел сделать их величественными! …потому что верил, что в следующей жизни перевоплотится в лошадь…
Такими они и остаются по сей день – настоящим произведением искусства.
Во второй части, читайте интервью с Софи (Sophie Bienaimé) – дочерью создателя конюшен, человеком, отвечающим за всю конную часть современного Музея лошади в Больших конюшнях замка Шантийи. Она расскажет каково это, когда вопросы развития и окупаемости всего комплекса каждый день – полностью зависят от твоих идей и действий.