Легкое, высокое, с двумя параллельными седельными полками, передней лукой с закругленным верхом, задней лукой, широкой и отогнутой назад… — Вот немногословное описание черкесского седла, которое веками изготовляли мастера-шорники из дерева и кожи.

Особенность черкесского седла - фото -седло-с-упряжью, главная Конные истории Разное , конный журнал EquiLIfe

Считается, что форма такого седла диктовалась исключительно военными целями: «высокое седло придавало свободу посадке воина, а низкая задняя лука не мешала повороту в седле и возможности отстреливаться на скаку» (Википедия). Но настоящий адыгский мастер шорных дел, каким на Кавказе признают Айдамира Патокова, выделяет главную особенность черкесского седла от всех других: «оно, прежде всего, подгоняется под лошадь». И с этим нельзя поспорить, если учитывать все существующие описания подобного седла: оно не касается ни позвоночника лошади, ни её холки, оно не причиняет ей боли.

В чем же особенность черкесского седла? Какова главная тайна мастеров-шорников, создающих настоящие черкесские седла в наши дни? Где можно найти такие седла, сделанные по старинным технологиям, в современных условиях жизни?

В старину каждый черкесский мастер-шорник занимался седлами, даже если не совсем хорошо знал азы джигитовки и наездничества. Как рассказывает Айдамир Патоков, старые мастера умели искусно подгонять седла под любого коня. «По-своему, каждый мужчина в черкесской семье занимался снаряжением своего коня. Черкесское седло всегда было легкое за счет использования пород древесин, которые отличаются легкостью и прочностью, благодаря вязкости волокна.

Еще у  черкесского седла сверху может размещаться седельная подушка. В былые времена в неё помещалось 4 ведра проса, ячменя и овса».

Особенность черкесского седла - фото -седло-и-стремена-стаканчики, главная Конные истории Разное , конный журнал EquiLIfe

Исторически, производство черкесских седел приняло широкие масштабы, как считается, с 1788 года, когда шейх Мансур заказал для своих отрядов больше 20 тысяч седел. Тогда военное черкесское седло высоко ценилось. А шорное искусство адыгов славилось по всему Северному Кавказу. Многие путешественники хвалили особые черкесские седла, убеждаясь на собственном примере в удобстве седел как для коня, так и для его седока.

Для удобства всадника делалась уникальная седельная подушка, которая изготовлялась из кожи отдельно от седла, набивалась обработанной шерстью оленя или тура, да так, что она не промокала в дождливую погоду, не прела, не гнила и не слеживалась от сырости и времени.

Особенность черкесского седла - фото -седло-2, главная Конные истории Разное , конный журнал EquiLIfe

Джон Лонгворт, секретарь Британского посольства в Турции в 1830-е гг., корреспондент английской газеты «Таймс», посетивший вместе с Джеймсом Беллом Черкесию в 1839 году, писал в своих заметках о черкесском седле: «Я привык к нему и по достоинству оценил его преимущества как боевого седлаЧеркесы поворачиваются в нём с величайшей легкостью и могут, подобно парфянам, стрелять назад на полном скаку, а также, держась за передний деревянный выступ, могут перегнуться почти под брюхо своего скакуна и на полном карьере поднять все что угодно с земли. Их посадка на спине лошади по сравнению с тяжёлым турецким или плоским европейским седлом кажется игрушечной: то же можно сказать и об их весе, который составляет половину первого и треть второго…».

Особенность черкесского седла - фото -Патоков, главная Конные истории Разное , конный журнал EquiLIfe

Айдамир Патоков

Такая особенность черкесского седла, его удобство как для наездника, так и для лошади, его легкость и гибкость определялись и продолжают определяться секретами старинных технологий изготовления. Сегодня не так много мастеров-шорников на Северном Кавказе владеют ими. Среди них мастер из Адыгеи Айдамир Патоков.

Ремеслу шорных дел он обучался у знаменитого кабардинского мастера Вячеслава Мастафова, следуя своей заветной детской мечте. До этого он занимался изготовлением национальных музыкальных инструментов. Познавать шорное дело он продолжает даже, став мастером народных промыслов, использует материалы старинных книг, научных исследований и изучает музейные экспонаты и старые этнографические и фотоматериалы.

«На изготовление одного седла уходит не менее 2 месяцев», — рассказывает мастер-шорник из Адыгеи. – «Да в современных условиях это трудоемкий и капиталоемкий процесс. Я стараюсь придерживаться технологий, которыми пользовались наши деды и прадеды, но при этом использую современные технологические возможности. Правда, некоторые детали черкесского седла требуют ручной работы. Кроме того, сегодня для создания седельной подушки мастера уже не используют трубчатый волос тура или оленя, так как для одного седла нужно было бы забить более 20 голов животных. А на одной из выставок я услышал, что в Иордании есть старинное черкесское седло, в седельной подушке которого выявилось наличие пуха от 150 животных. Сегодня же современные мастера прибегают к более дешевому материалу, такому, как синтепон. Надо заметить, что то количество времени, которое современные всадники проводят в седле, не дает этому материалу осесть. В остальном я придерживаюсь наших черкесских традиций в этом ремесле».

Особенность черкесского седла - фото -Патоков, главная Конные истории Разное , конный журнал EquiLIfe

Итогом двухмесячной кропотливой работы мастера шорных дела становится настоящее боевое черкесское седло весом около 5 кг., в котором нет ни грамма металла, кроме пряжек, сбруи и украшений к ней. По своей конструкции, седло относится к типу арчаков и состоит из деревянного остова, обтянутого кожей, седельной подушки и стремян-«стаканчиков».

«Стремена у черкесов чаще всего были узкие, удлиненной цилиндрической формы. Из-за узости стремени ступни всадника не помещались полностью, поэтому он опирался лишь носками на круглое основание стремени, отсюда и название «стаканчики». Это было удобно, так как черкесы не носили обувь с каблуками и не знали шпор» — отмечает Айдамир. – «Похожие стремена встречались на Востоке, в частности в Китае».

Особенность черкесского седла - фото -стремена-стаканчики, главная Конные истории Разное , конный журнал EquiLIfe

Конечно, в мире всегда был большой выбор седел для наездников. Английское седло, которое наиболее популярно в конном спорте, седла типа вестерн и азиатского типа, а также седло для дистанционных пробегов, кавалерийское седло, казачье, строевое, полицейское, вьючное, камаргское, испанское, португальское седло и т.д. Все они имеют не только технологические особенности изготовления, но и используются современными любителями конного спорта и отдыха по-разному.

В отличие от них всех легкое черкесское седло удобно для поездок на длинные дистанции или для больших конных переходов, конного туризма и отдыха. Удобно оно и для джигитовки и наезднических игрищ, которые веками были частью традиций и обычаев черкесского народа. «Раньше говорили: в черкесском седле не сидят, а стоят. А когда сидят, то отдыхают. Черкесское седло и в наше время очень удобное для езды, хотя к нему, как и к другим видам седел, надо привыкнуть» — говорит мастер.

Особенность черкесского седла - фото -и-лошадь, главная Конные истории Разное , конный журнал EquiLIfe

Сегодня в Адыгее, как и в Кабардино-Балкарии, возрождается культура черкесских игрищ, создаются условия для развития конного спорта, конного туризма и отдыха. В большинстве случаев современные наездники в регионе желают приобрести черкесское седло, сделанное по старинным технологиям. Заказывать такие седла они стараются именно у тех мастеров шорных дел, которые придерживаются традиций и сохраняют исконную конструкцию черкесского седла.

Особенность черкесского седла - фото -седло, главная Конные истории Разное , конный журнал EquiLIfeА сам мастер шорных дел считает, что «черкесское седло было и остается военным и походным. Оно удобно, в первую очередь, для дальних переходов. Сегодня в мире модно выезжать на дальние дистанции. Как это раньше делали арабы в пустынях, проверяя выносливость своих коней. Как раз кавказские, а именно кабардинские лошади больше всего приспособлены к таким конным переходам. А для этого самое подходящее именно черкесское седло».

Автор статьи: Фатима Теучеж