В известном многим конникам произведении князя С.П. Урусова «Книга о лошади» 1911 г. есть интересная глава «Шаг, рысь, галоп и их изображение великими художниками».

Я обратила внимание на эту главу, т.к. сама немного занимаюсь изображением животных, и лошадей в особенности, и мне было интересно узнать, когда же художники стали обращать внимание на то, насколько анатомически и биомеханически верно изображены лошади в их работах.

Многие видели знаменитую картину художника Высокого Ренессанса Рафаэля Санти «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504-1505 гг.). По словам французского критика и романиста Поля Бурже, приведённым в «Книге о лошади»,  «в картине этой всё полно наивного прелестного идеализма». 

Ошибки конной живописи. Часть 1 - фото ZVNj4DBHsVQ, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

Рис. 1 Рафаэль Санти «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504-1505 гг.).

Князь С. П. Урусов так описывает изображённое на картине: «Мощная фигура героя, пришпоривающего своего белого коня, с розовыми удилами и нагрудником, зелёная и свежая, как молодость, трава и отталкивающая, как порок, внешность дракона – всё это оставляет неизгладимое впечатление. Каждый блик в этой картине говорит о гении Рафаэля, но сама лошадь и, главное, её поза невозможны. Оставляя в стороне физиологические особенности сложения этой лошади, мы не можем забыть попирания всех законов механики, бросающегося в глаза в движениях белого коня.

Лавры Рафаэля, разумеется, не давали покоя многим художникам, и лошадь с широко расставленными четырьмя ногами, двумя на земле, двумя в воздухе, эта летящая или плавающая лошадь сделалась прототипом множества изображений…».

Тем не менее, надо сказать, что лошадей, подобной той, что изображена на картине Рафаэля, мы можем видеть и в более ранние периоды времени, например, в работах художника Раннего Ренессанса Паоло Уччелло, Флоренция (1397-1475 гг.) – рис. 2, в работах Бернардо Мартореля, представителя интернациональной готики, Испания (1390-1452 гг.) – рис. 3, и ряда других.

Ошибки конной живописи. Часть 1 - фото D-M5iaxvr2M1, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

Рис. 2 Паоло Уччелло, «Победа над Бернардино делла Кьярда», 1456 г.

Ошибки конной живописи. Часть 1 - фото CzPw59pMS-I, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

Рис. 3 Бернардо Марторель, «Святой Георгий, поражающий дракона», 1435 г.

Учитывая то, что в конце 1504 года Рафаэль из Италии переезжает во Флоренцию (флорентийский период в творчестве художника), можно предположить, что его манера изображения лошади на вышеописанной картине могла быть позаимствована как раз у Паоло Уччелло. 

В конце 18 века — начале 19 века  в европейской и американской культуре получает широкое распространение такое идейное и художественное направление как романтизм.

Крупнейшим представителем романтизма в европейской живописи является Теодор Жерико (1791-1824гг.), картины которого, в том числе «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи. (Рис. 4).

Ошибки конной живописи. Часть 1 - фото A-bQO523UUw, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

Рис. 4. Теодор Жерико, «Скачки в Эпсоме», 1821 г.

Картина «Скачки в Эпсоме»  была создана во время пребывания Жерико в Англии в 1821 году. В «Книге о лошади» отмечается, что «…картина оставляет впечатление живых скачущих лошадей, полных жизни и энергии. Однако и эта картина не чужда недостатков. Передние ноги слишком вытянуты. На прилагаемых рисунках (рис. А) мы видим, насколько передние ноги излишне удлинены.

Ошибки конной живописи. Часть 1 - фото CDlZg-ynj-Q1, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

Действительно, в природе копыта передних ног скачущей лошади не могут выходить за линию морды (рис. Б). И задние ноги чересчур широко расставлены, чего на большом аллюре быть не может. Это подтверждается следами подков при скаковом галопе. После Жерико <…> и в особенности Мэссонье (Месонье́) стали избегать рутины, подходя всё ближе и ближе к природе».

Ошибки конной живописи. Часть 1 - фото YKgI_T7iCVA, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

 

Действительно, в данной работе гениального художника существуют недостатки, но, что удивительно, сразу они не бросаются в глаза. В первую очередь зритель отмечает реалистичность изображённой скачки и динамичное цветовое исполнение картины. 

Здесь также интересно узнать мнение об этой картине знаменитого французского скульптора Огюста Родена (1840-1917 гг.). В книге «Беседы об искусстве» он отмечает, что «здесь прав художник, а фотография лжет; поскольку в реальности время не останавливается, то, если художник успешно воспроизводит образ жеста, длящегося многие мгновения, его творение, разумеется, будет менее условным, чем научно достоверный образ, где течение времени грубо приостановлено. 

Вот на что обрекают себя иные современные художники, которые, чтобы представить лошадь в галопе, воспроизводят позы, коими их снабдила моментальная фотография (рис.5). Они критикуют Жерико, потому что в его «Скачках в Эпсоме», <…> он написал лошадей, которые мчатся, по известному выражению, во весь опор, то есть одновременно выбрасывая ноги вперед и назад. Они утверждают, что светочувствительная пластинка никогда не дает подобного изображения. И действительно, на моментальных снимках, когда передние ноги лошади выносятся вперед, задние, обеспечив толчком продвижение корпуса, уже успели подтянуться под брюхо, вновь сжавшись, как пружина, и все четыре ноги как бы собраны в воздухе, так что создается впечатление, будто животное, прыгнув с места, застыло в этой позе. А я считаю, что прав Жерико, а не фотография, так как его лошади и впрямь скачут, и это происходит потому, что вначале взгляд зрителя улавливает толчок задних ног, сообщающий полетное усилие всему корпусу, потом корпус вытягивается и уже затем передние ноги нащупывают почву. Как одномоментная, симультанная композиция этот ансамбль ложен, он верен, лишь когда его составляющие предстают в последовательности движений, и это единственно важно, поскольку именно это мы видим, именно это нас поражает». 

Ошибки конной живописи. Часть 1 - фото 9lqjq6fzpH0, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe Рис. 5. Фотография Эдварда Мейбриджа, показывающая фазы галопа

Я, пожалуй, соглашусь с Роденом в его мнении по поводу картины «Скачки в Эпсоме». У нас нет причин говорить о том, что Жерико не умел правильно и достоверно изображать лошадей, учитывая то, сколько он практиковался в их изображении. В 1808 г. он поступил на обучение к Карлу Верне, мастеру батальных и жанровых сцен, где Жерико большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с их анатомией, копировал картины самого Верне, а также вместе со своим  учителем посещал манежи и конные заводы Парижа и его ближайших окрестностей. В 1811—1813 годах,  работая в Версальских конюшнях, художник написал ряд портретов известных лошадей. Страстный любитель лошадей и верховой езды, Жерико создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции.

Таким образом, на мой взгляд, те неточности в изображении биомеханики движения лошадей в картине «Скачки в Эпсоме» полностью компенсируются живостью, правдоподобностью сюжета и динамичным цветовым решением.

Автор: Ия Акимова

Продолжение следует…. 🙂