Рассказывая о художественном изображении лошадей, нельзя справочно не отметить достижения Эдварда Мейбриджа в области изучения  биомеханики, про которого уже было упоминание в тексте выше.

Эдвард Мейбридж занимался изучением движения, в частности, движения животных; вопросами его фиксации и отображения. В своих исследованиях он пришел к экспериментам с пофазовым фотографированием бега лошадей, которые проводились в 1872-78 годах (рис. 1).

Ошибки в конной живописи. Часть 4.  - фото 9lqjq6fzpH01, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

Рис. 1. «Лошадь в движении» Мейбриджа, 1878 г.

Финальным толчком к разработке Мейбриджем специального аппарата, который демонстрировал движение в динамике с помощью значительного числа отдельных снимков, был эксперимент, осуществленный в 1877 году в Калифорнии (США). Первоначально он не носил научного характера, а был всего лишь попыткой решить спор между губернатором Лилендом Стенфордом, который утверждал, что движении лошади, галопом, существует фаза подвисания, и его оппонентами, которые настаивали на том, что на галопе всегда, хотя бы одна нога лошади, сохраняет контакт с землёй. 

Для разрешения спора, Стэнфорд построил на своей ферме специальную площадку — «фотодром», и нанял Мэйбриджа для реализации проекта. С одной стороны бегового трека была установлена длинная белая стена, а с другой — 12 кабин с фотокамерами, затворы которых были соединены с нитями, протянутыми поперек трека. Тёмные лошади, хорошо видимые на белом фоне, двигались по треку, задевая нити. Затворы камер поочередно срабатывали, фиксируя отдельные фазы движения.  В результате Мейбридж получил снимки, среди которых были и такие, на которых было чётко видно, что во время движения лошади галопом есть фаза подвисания. 

В дальнейшем Мейбридж усовершенствовал технологию, получая от каждого пробега 24 снимка с 24 фотоаппаратов. Изобретение Эдварда Мэйбриджа нашло свое применение в спорте и используется до сих пор: с помощью  фотофиниша и сейчас определяют победителя спортивных соревнований.

И всё же, на мой взгляд, представляется довольно удивительным, сколько времени художникам потребовалось для того, чтобы в своих работах вновь вернуться к правильному изображению лошадей в движении. Ведь работы античных авторов явно свидетельствуют о том, что в те далёкие времена они и без фотографий были очень хорошо знакомы с особенностями движения лошадей, и мы можем видеть это, например, в работах Фидия.

В «Книге о лошади» С. П. Урусова есть следующее рассуждение: «Предлагая читателю эти картины с целью ознакомления с механизмом движения лошади, мы не можем не отметить, что двадцать веков назад бесподобному Фидиасу (Фидию) удалось гениальным вдохновением изобразить на великолепной фризе Парфенона галоп в том именно виде, в каком теперь, две тысячи лет спустя, мы его видим на моментальной фотографии (рис.2).

Гений Фидиаса разложил при первом же взгляде все движения галопа, невидимые глазу, на главные моменты, и лошади его кажутся прямо скопированными с фотографического снимка. Справа лошадь находится в момент очень замедленного первого темпа галопа: правая задняя нога её указывает на этот именно момент; второй темп составляется правой диагональю, а третий — передней левой ногой, и в общем лошадь совершенно правильно галопирует. Левая лошадь изображена на третьем темпе галопа с левой ноги; тут не достает только второго темпа для полной картины галопа.

Сравнивая фризы Парфенона с множеством произведений настоящего времени, нельзя не дивиться гению Фидиаса и в то же время не удивляться, что в современных картинах, при бесконечном разнообразии положений лошади, взятых с натуры, столь многие грешат против правды.

И к чему, в погонe за этой жизненной правдой, художники пытаются искать ее в своем воображении, к чему эта иллюзия правды, когда её столько в природе.»

Ошибки в конной живописи. Часть 4.  - фото I05lexOM_64-2, главная Книги о лошадях , конный журнал EquiLIfe

Рис. 2. Фидий. Барельеф на фризе Парфенона. Между 443 и 438 гг. до н. э.

Первые три части доступны по ссылкам: 

 

1

2

3